27 ноября 1967 года в Ковдорском ГОКе появился новый цех - цех технологического транспорта. ЦТТ.
За прошедшие 50 лет много воды утекло, многое изменилось в нашей жизни, многие сменили место работы или ушли на заслуженный отдых, уехали из Ковдора, многих героев этих зарисовок нет в живых, но память осталась…
Дело было вечером, делать было нечего.
Настя к деду забрела и разговор сей завела,
И спросила кроха, где в Ковдоре хорошо, а где уж очень плохо
Посмотрел на внучку я и ответил крохе: – всё в Ковдоре хорошо, и нету суматохи.
Но она не отстаёт, и опять с подвохом, а где лучше – в ЦТТ или там всё плохо?
Я сразу на «дыбы», как ты можешь кроха,
Ведь вместе всей семьёй век отдали ГОКу
А почему тогда сосед говорил про рудник, что из всех цехов он главнейший спутник
Врёт сосед, да ладно, вместе с рудником наш цех в вечной связке – правда
Деда Рохлова спроси, кто первый куб ему грузил
И про его «четвертака», которым он «руководил»
Он и про друзей-коллег расскажет
И фото, которым полста лет, ты попроси, покажет.
Давай лучше видео смотреть, многих в нём узнаешь,
Может в парнях тех молодых, знакомых повстречаешь
Вот руководство ЦТТ, правда уже бывшее, но держат форму мужики, не всяк такое выдержит
Вот экс-парторг, мужик приметный, он и сейчас в комбинате у руля
Всё говорят, что очень вредный,
Но без таких никак нельзя.
А это ребята с АТЦ торопятся куда-то,
Наверно «встреча» в гаражах, опаздывать не надо.
А вот и сами юбиляры с рудника спешат
Ох, надоел им видно карьера камнепад
55 - срок хоть и большой, на пенсию пора,
Но коллектив там молодой
И не страшны им Севера.
Смотри! Алексей Иваныч, директор ГОКа,
Его заслуга - комбинат, который он отгрохал.
А это что за дядя смотрит вдаль?
А, это из ТБ- Андрей Андреич Розенталь.
Вот «генералы ГОКа» - Ляхов, Кампель, Ерлыков
И «профсоюзный» Бодряков.
Вот сборка новеньких БелАЗов и японских Комацу
А это американцы-КАТы,
Как после «малышей» таким громилам были рады.
Вот Птица «мчится» вместе с сыном, а это Николай Гаврилович Гудей,
Ушёл на пенсию давно он, но заменил его Сергей.
И это папы с сыновьями, всех их не перечесть,
А знаешь, сколько пар семейных в цехах на комбинате есть.
Да, слишком долго о прежней жизни вспоминать,
Но всё, уже так поздно, выключай, ложись-ка спать.
И, знаешь что, давай не охать,
Одно я знаю и, наверняка,
В Ковдоре никогда не будет плохо,
А только хорошо и будет так всегда.
Место встречи…
Визит в районную поликлинику закончился неожиданной встречей со своими бывшими коллегами по ЦТТ. Чуть ли не хором они «приветствовали» меня: - «Ну вот, нашли место, где встретиться». Да, давно не встречались, года три-четыре, как уволились, вернее, ушли на заслуженный отдых. Кто-то повзрослел, кто-то постарел, кто-то из стройного парня превратился в толстячка… Короче, все изменились, каждый по-своему. Одинаковы только воспоминания о былом. О прошлой работе и о встречах. У кассы в получку и аванс, пивбара, на рыбалке, в кинотеатре… А теперь – пластиковые карты, интернет, спутниковое ТВ, личные автомобили, мобильники, кодовые замки в дверях подъездов. Не до встреч. Или случайно, у поликлиники…
Мечта
Моя мечта. Я хотел бы снять художественный фильм о нашем комбинате, о водителях большегрузных автосамосвалов, машинистах экскаваторов, обогатителях, о нашем Ковдорском районе, о нашей жизни. Именно художественный фильм. Ведь есть же фильмы о хороших людях, а чем ковдорчане хуже. А материала для сценария хоть отбавляй.
И днём, и ночью…
Наш северный городок за долгие десятилетия привык к постоянному автомобильному «рыку» в карьере рудника комбината, а затихни он – и это будет не наш Ковдор. И днём, и ночью, и в жару, и в холод мощные самосвалы утюжат серпантин дороги. Вверх-вниз, вниз-вверх, на отвал, на склад, на «хвосты», на бункер, на фабрику… - знакомые, заученные маршруты. Всё глубже карьер, всё выше рукотворные сопки вокруг города. Ушли в историю «четвертаки», им на смену пришли настоящие автогиганты, о которых мечтали первопроходцы. 75, 90, 120, 136 тонн за один «присест».
«Нэту»
Это была самая знаменитая фраза в нашем цехе технологического транспорта. «НЭТУ» принадлежало заместителю начальника цеха по снабжения Ибрагимову Энверу Халил-оглы. Зная его стандартный ответ и прижимистость, мастера и начальники участков в своих требованиях завышали количество получаемых материалов в два раза. Хозяйственный был мужик. Сейчас вышел на пенсию и уехал в солнечный Баку.
Косолапый
В ту ночную смену я работал под «4-ой» и шёл первым рейсом на 2-й отвал. Издали в свете фар я увидел большое тёмное пятно, которое показалось мне негабаритом, случайно выпашем из кузова самосвала в предыдущую смену. Я включил дальний свет и «негабарит» ожил. Это был …медведь. Сам не зная почему, я нажал на воздушный сигнал. Мишка встал на задние лапы и тут же бросился в сторону буровой вышки геологов и скрылся в перелеске. Возвратившись с отвала под экскаватор, сообщил о необычном « госте» машинисту и вместе с ним поехали навестить геологов. Первым делом мы увидели развороченную мусорную кучу с измятыми пустыми консервными банками. Разбудив геологов, осмотрели следы от «гостя». Они вели от мусорки в сторону известкового карьера и вниз по откосу. Очень был «недоволен» один из геологов, вернувшийся из Ковдора час назад. Весть о медведе быстро облетела рудник и в обед в столовой ЦТТ стояла «очередь» за медвежатиной.
Братья наши меньшие
Вообще наш цех, да и вся промплощадка комбината излюбленное место для всякой живности. Лисы встречали ребят прямо у автобусной остановки (у многих в мобильниках хранятся фотографии попрошаек), заяц жил под подпорной стенкой возле мастерской электриков и каждое утро терпеливо ждал прихода своих кормильцев. Приходил в «гости» и волк, рядом со стоянкой БелАЗов утка вывела своё потомство и потом при «почётном карауле» из работников цеха увела его к ручью. Особым почётом пользовался пёс по кличке «Мишка». Когда ему становилось «скучно» он залезал в автобус и ехал в город. Сделав свои дела, с очередной сменой возвращался в цех. «Последнее пополнение» ЦТТ - небольшая кошечка Ветошь. Она обитала в корпусе автоколонны вспомогательного транспорта. Имя странное, видимо из-за любви к чистоте.
Ровесник Ковдора
Женя Нифакин работает в реставрации АРМ нашего цеха. О том, что он родился в один день с Ковдором, я узнал незадолго до его, вернее до их юбилея. Евгений старожил нашего города, Ветеран ГОКа, вообщем такой же хороший человек, как и сотни других ковдорчан, разменявших вторую половину своего века. Я моложе Евгения и Ковдора всего на три месяца.
2,16
Он пришёл работать в наш цех в 1985 году и любит повторять, что при поступлении его рост составлял 2 метра 16 сантиметров, но суровый заполярный климат, карьер рудника « Железный», БелАЗы сделали своё дело и он сейчас едва дотягивает до 160 см. Он продолжал работать в автоколонне вспомогательного транспорта, слесарил и снижение сантиметров больше не наблюдалось. По жизни он человек доброжелательный, весёлый. Зовут его Геннадий.
продолжение следует...