История человечества насчитывает многие тысячелетия. В каменном веке не было дорог, элементарных благ цивилизации, а люди уже жили. Давайте на мгновение забудем о насущном и обратимся к вечному: к петроглифам Канозера.
РУССКАЯ ДОРОГА
Раннее утро. Солнечно. Все спешат на работу. В потоке малолитражек уже издалека заметна белая кабина вездехода ТРЭКОЛ. Грузим мой рюкзак, лыжи и в путь! Машина плавно покачивается на умбских ямах, а за пределами поселка не разгоняется быстрее 60 км/ч. Прежде чем съехать на зимник, водитель Алексей Анциферов снижает давление в шинах, чтобы машина не проваливалась в снег. Оставшийся отрезок пути пролегает по заросшим полям, а затем по болотам. Благо то, что наезженная колея держит наш вездеход. Но уже через месяц, когда наступит половодье, пробраться на кордон на колесах будет затруднительно. На болоте нам встречаются новенькие деревянные мосты. Их всего 11, изготовлены опытными мастерами из Умбы. Мосты позволят сократить время на штурм ям и ручьев, сэкономить силы и деньги на ремонт ТРЭКОЛа. То, что перекрывают мостами – капля в море, вернее в болоте. Музейные работники убедительно просят любителей off-road: не пытайтесь проехать по этому пути даже на самом лучшем внедорожнике. Вытаскивать никого не будут.
На кордоне нас радостно встречает лайка Дина, скромно и с достоинством сидит на мосточках гроза местных леммингов, утят и воробьев, черный кот Тоша. Знакомлюсь с предыдущей сменой смотрителей. Настроение у них приподнятое, ведь уже через пять часов они будут дома. Пока на кордоне много людей, снимают с саней и переворачивают новенький десятиместный карбас. Но о нем чуть позже.
ДАЛЕКО ОТ ПОСЕЛКА – БЛИЗКО К ЦИВИЛИЗАЦИИ
Что же представляет из себя опорный пункт музея? На небольшом участке на западном берегу озера расположился дом смотрителей, банька, летняя кухня, сарай. Есть беседка. В планах достроить бревенчатый дом и лабораторию для ученых. К «обитаемому» дому пристроена смотровая вышка, с которой в бинокль просматриваются острова с петроглифами. В доме есть искусственное освещение, телевизор, портативные радиостанции, усилитель сигнала сотовой связи (репитер). Весной и летом энергии двух солнечных батарей, установленных на крыше, хватает, чтобы рационально использовать эту технику. Полярной ночью выручает бензиновый электрогенератор. Скоро на помощь ему придет ветроэлектрическая установка: уже ведется её монтаж. Также музей в прошлом году приобрел новый небольшой вездеход (старый исчерпал свой ресурс), плавающий пирс и катер-водомет.
БУДНИ СМОТРИТЕЛЕЙ
Все эти условия созданы для комфортного проживания работников музея. В штате музея 6 смотрителей. Несут вахту парами по 10-15 дней. Летом один смотритель с утра до вечера дежурит на острове и ведет работу с туристами (проводит экскурсии, рассказывает о возможных местах стоянок, как быстрее пройти озеро), другой работает по хозяйству на кордоне. Кстати, с этого года наблюдать за посетителями островов смотрители смогут не только в бинокль, но и в прямом эфире с видеокамер, установленных на островах. Уже сейчас на острове Каменный задействованы устройства скрытой фотофиксации, оборудованные датчиками перемещения. Владимир Перевалов рассказал, что в одну из светлых июльских ночей на остров пробрались туристы. Видимо, прочитав предупреждающий аншлаг днем, ночью туристы сняли обувь и бродили с фотоаппаратами по скалам босиком – вот тогда то их и запечатлела скрытая камера.
Зимой работы у смотрителей чуть меньше. Они заготавливают для кордона дрова, собирают со льда мусор, оставшийся от рыбаков, ведут разъяснительные беседы с отдыхающими о правилах поведения на островах, ежедневно совершают осмотры островов, по вечерам фиксируют число отдыхающих на озере в журнале. По словам Владимира Перевалова, люди, особенно на заре деятельности музея, крайне негативно относились к запрету разбивать лагерь на островах, так как это наиболее близкое и удобное место для стоянки. Сейчас понимания среди туристов больше, но часто неприятный осадок оставляет общение с некоторыми подвыпившими гостями элитных туристических баз, находящихся близ Канозера. Расстаться с подогретым алкоголем чувством вседозволенности таким товарищам трудно даже рядом с древнейшим памятником истории.
Вместе со смотрителем Владимиром Конухиным мы отправляемся на осмотр островов. Около острова Каменный на люду стоит несколько палаток: рыбаки пытаются поймать окуней. В апреле окунь на Канозере клюёт не так активно, поэтому палаток всего две. Приятно было встретиться с обладателем титула «Рыбья морда», Олегом Логиновым из Полярных Зорь. Сперва я посмеялся над его леской диаметром 0,16 мм, но он ответил, что пока его окуньки помещаются в спичечный коробок, леску толще он не поставит. На желание Олега посетить остров и увидеть рисунки, смотритель ответил положительно, но предупредил, чтобы на снегоходе он на остров не заезжал.
ОНИ НУЖДАЮТСЯ В ЗАЩИТЕ
На Канозере есть четыре точки скоплений наскальных рисунков: скала Одинокая на восточном берегу озера, острова Каменный, Горелый и Еловый. Давайте разберемся, почему вдруг возникла необходимость охраны памятников?
Канозерские петроглифы впервые были открыты 5 июля 1997 года студентом-историком Юрием Ивановым во время историко-археологической экспедиции. С тех пор популярность сплава по реке Умба только растет: теперь туристы хотят не только побороться с порогами, но и увидеть петроглифы. А заметить рисунки сложно: отчетливо изображения проявляются на камне только на закате. Может поэтому люди оставляли после себя посетительские надписи на петроглифах, разводили костры на скалах, часто уничтожая таким образом целые группы рисунков, царапали ботинками мягкую каменную породу. И конечно же, горы мусора и частокол пней. Зимой прибрежные скалы с петроглифами штурмуют водители снегоходов, оставляя на них царапины. По подсчетам смотрителей музея, в год озеро посещают до 2500 человек. Причем численность одной группы «водников» составляет в среднем 70 человек!
РАЗДАЙТЕ ДЕНЬГИ НАРОДУ!
Многие жители района скептически относятся к финансированию охраны петроглифов, считая, что они не представляют никакой ценности. Но можете ли вы представить себе, что на других памятниках эпохи неолита, например, на руинах древнего Иерихона (Палестина), всем известном Стоунхендже (Великобритания) или на скалах с петроглифами в местечке Альта на Севере Норвегии русский Иван напишет краской «Здесь был Ваня. 2015»? Что уж говорить о пирамидах в долине Гизы, которые моложе самых древних групп Канозерских петроглифов почти на 2000 лет.
Чтобы снизить ревность к тем средствам, которые выделяются из районного бюджета на поддержку музея, надо дать людям возможность увидеть результаты вложений своими глазами, погладить каменного оленя или кита, всмотреться в сцены охоты на морского зверя или в беса, подбрасывающего женскую фигурку. Но как? Спуститься на лодке от истока Умбы, или подняться на ней по реке Низьме не каждый рискнет, а максимально приблизиться к Канозеру на машине и потом топать по болоту до кордона около 20 километров не всем хватит сил и выходных.
ДОРОГАМИ ДОБРА
В 2016 году по планам музея, попасть на петроглифы сможет любой здоровый человек, пройдя пешком по деревянным мосточкам около 18 километров. В пешеходной части маршрута предусмотрены две остановки, где можно будет умыться и поесть. Тур рассчитан на два дня и примерно будет выглядеть так: в первый день люди идут на Канозеро, вечером их везут на упомянутом выше карбасе к куполу, где проводят экскурсию. Туристы смогут взяться за весла и почувствовать себя первопроходцами. На кордоне будет организован кемпинг, где туристы смогут переночевать и на следующий день уйдут обратно по мосточкам к автобусу. Все это время их будут сопровождать гиды – молодые люди и девушки с хорошей физической подготовкой и большим опытом походной практики. Они уже набраны и прошли теоретическую подготовку, сейчас проходят курсы по оказанию первой медицинской помощи. Стоит отметить, что деньги на реализацию этого проекта были выделены музею ОАО «Северсталь» за победу в их конкурсе «Музеи Русского Севера».
Второй амбициозный проект коллектива музея – стеклянный купол диаметром 20 метров над группой рисунков «Каменный 7». Петроглифы этой группы прекрасно сохранились, так как до 2001 года находились под слоем дерна. Строительство началось летом прошлого года. Уже в декабре купол был достроен. На данный момент двери купола закрыты. Еще не разобраны строительные леса: после зимовки подрядчику, возможно, потребуется вторично нанести грунтовку, устранить мелкие недостатки. Кстати, гарантийный срок на купол составляет 10 лет. Строительство профинансировало правительство Московской области. Стоимость – почти 13 миллионов рублей. Вскоре, благодаря искусственному освещению, петроглифы можно будет разглядеть и летом, и зимой.
Уже сейчас мне хочется купить этот «билет в каменный век». Слушая гида и вглядываясь в петроглифы, ощутить себя рядом с древним художником, который, как и я, проводил вечера на этом острове. Оглянуться вокруг и понять, что его окружало, во что он верил, чем жил.
СЛОВА БЛАГОДАРНОСТИ
В конце марта директор музея Владимир Перевалов был награжден премией губернатора
Марины Ковтун «За сохранение и развитие культуры в Мурманской области». Конечно же, эта награда принадлежит всем сотрудникам музея. Благодаря этим людям, способным мыслить стратегически, умеющим сформировать и представить свои идеи, а затем получить средства на их реализацию музей стал таким оснащенным, современным и амбициозным.
Терский берег от 08.05.2015