Как возродить в Териберке экономическую основу ее существования — рыболовство, где грань между любительским, традиционным и коммерческим промыслом, обсудили представители органов власти и местные жители в древнем поморском селе.
С одной стороны — представители муниципалитета, профильного комитета областного правительства, погрануправления. С другой — жители села. В зале немноголюдно. Но разговор получился эмоциональным.
Пертуй — по-поморски маленькая треска. Говорят, кроме нее в заливе пропали камбала и даже пиногор. В Териберке уверены, виной тому камчатский краб. Но разрешить его промысел могут только федералы. Другая проблема — ограничения любительского промысла. Лови сколько хочешь. Продавать — нельзя.
Помощник главы администрации с. Териберка Елена Кравченко: "Даже в наших магазинах, в наших, местных, в Териберке, мы не можем купить местную рыбу. Мы покупаем замороженную, привезенную непонятно откуда. И не понятно, сколько времени она уже была заморожена".
С XVI века Териберка жила рыболовством. Теперь промысел регламентирован. Квоты у крупных компаний в городах. Селу в большой экономике места пока нет.
Координатор фестиваля «Териберка. Новая жизнь» Мария Жилина: "Во время фестиваля, 11 числа, мы привезем специалистов в юриспруденции, которые занимаются юридическими вопросами малых народов России. Они расскажут, как это происходит и что можно сделать с этим понятием, которое мы хотим ввести — традиционное рыболовство, чтоб местные жители могли ловить эту рыбу и продавать ее".
Прежде чем традиционное рыболовство станет нормой закона, нужно найти грань, отделяющую его от любительского и промышленного лова, соблюсти баланс интересов крупных компаний и малых поселений на побережье.
И.о. председателя комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области Андрей Алексеев: "Мы выходим с такой инициативой. Во всяком случае, губернатор Мурманской области Марина Васильевна дала соответствующие поручения. И готовятся материалы для рассмотрения на предстоящем заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации".
А пока в рыбацком селе встала рыбофабрика. Прибрежникам разрешили морозить уловы. Поток охлажденки, на которой работало предприятие, иссяк. Теперь переналаживают оборудование. Строят цех дефростации.
Директор компании «Териберка СиФуд» Владимир Ляпунов: "Планируем завершить реконструкцию где-то к концу августа. Запуститься. И производить продукцию как из охлажденного, так и из замороженного сырья. Это нам позволит загрузить фабрику полноценно в течение всего года".
Использовать замороженную рыбу — решение вынужденное. Продукция из охлажденки качеством выше и стоит дороже. Зато не будет недостатка в сырье. Причал в Териберке позволяет принимать с промысла небольшие транспорты на 300-400 тонн.