30 ноября 2010 в 08:56, Териберка
Этим летом и осенью в Териберке, на стоянках древних жителей Кольского края, активно велись полевые археологические работы. Через несколько лет здесь (в рамках проекта комплексного освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения) будет построен крупнейший в мире завод по сжижению газа.
А пока, по существующим международным правилам и согласно российскому законодательству, стоянки древних жителей побережья Баренцева моря изучают ученые-археологи.
Не первый год в составе Кольской археологической экспедиции работает и главный хранитель Городского историко-краеведческого музея Полярного Олег Вербин.
– Да, я стараюсь не пропускать полевые сезоны археологов, часть отпуска всегда выделяю для того, чтобы побывать в экспедиции. В этом году удалось съездить в Териберку. Здесь, в 10 километрах от поселка, ученые начали раскапывать древние жилища. В составе экспедиции 52 археолога со всей России! Это впервые за все постсоветское время. Раскопки оплачивает «Газпром», а он торопит. Объем исследований велик: надо раскопать несколько археологических памятников, все находки очистить, классифицировать, описать, оцифровать.
– Олег, давайте более точно определимся с временными рамками. О находках какого периода мы говорим?
– А это уже интересно. Фактически мы говорим о периоде, когда жили наши древние оленеостровцы: 2 800–3 200 лет назад. Период раннего металла. Кстати, раскопки в Териберке – это первый опыт по исследованию древних жилищ на Кольском полуострове. Раньше археологи больше занимались стоянками, писаницами, петроглифами, могильником.
– А как выглядели жилища древних жителей?
– До этого я видел древние жилища на Кильдине, там они представлены в виде небольших ям, метров восемь в диаметре. В Териберке жилища достаточно большие: около 20 метров в длину и 6 метров в ширину. В полуназемных сооружениях несколько выходов и иногда несколько очагов.
– Какие еще археологические объекты были найдены?
– Рядом с жилищем археологи обнаружили хозяйственные постройки. В некоторых местах довольно много кварцевых отщепов, – возможно, здесь находилась древняя мастерская, где изготовлялись какие-то орудия.
– Если древние оленеостровцы, жившие около Екатерининской гавани, современники людей с побережья Териберки, то какие выводы можно сделать?
– Находки с раскопок в Териберке значительно отличаются от находок на Большом Оленьем острове. Наш Оленеостровский могильник дает богатейший материал. Он единственный в Северной Европе, где хорошо сохранились костные останки древних людей – протосаамов, а также изделия из костей животных. Раскопки в других районах полуострова дают археологам меньше артефактов: только кварцевые и сланцевые отщепы, костяных орудий нет, так как они здесь не сохраняются. Но наши оленеостровцы вели такой же образ жизни, как и жители района Териберки, и жили они точно в таких же жилищах.
Работать ученым в Териберке было нелегко: постоянно дул сильный ветер, дождь, морось, туман. И если на Большом Оленьем острове песок, то там, по словам Олега Вербина, камень. Не случайно бывалые археологи окрестили Териберку «самым гиблым местом на всем Кольском полуострове». Но судьба распорядилась так, что в этом году именно здесь велись одни из самых масштабных археологических работ в России. А следующим летом в Териберке будут работать уже 200 археологов...
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter