15 октября принято постановление правительства Мурманской области об утверждении порядка создания и реорганизации особо охраняемых природных территорий. Теперь можно работать с ООПТ, исходя из местных особенностей, утверждать их границы и ставить на учет.
«До этого момента фактически отсутствовали нормативно установленные требования к процедуре создания особо охраняемой территории, что могло привести к ущемлению интересов местного населения, а этого нам нельзя допустить», – отметила заместитель губернатора Мурманской области
Ольга Кузнецова.
Новое постановление коснется и создания природного парка в районе сельского поселения Териберка, которое ежегодно посещают около 40 тысяч туристов. Оно позволит одновременно и сохранять уникальную природу, и регулировать туристический поток.
Уже очень много людей
В течение лета создание парка на территории Териберки не раз обсуждалось областными властями, а 29 сентября концепция ее развития стала темой рабочего визита в Мурманскую область заместителя генерального директора Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Ольги Захаровой.
В совещании принимали участие представители регионального комитета по туризму и сотрудники Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН.
Главные вопросы, которые стояли перед участниками встречи: как сочетать туристический поток со стремлением сохранить природные достопримечательности, в том числе редких и краснокнижных животных и растений.
А их в Териберке с десяток: родиола розовая, валерьяна бузинолистная, гроздовник многораздельный, кое-что из мхов, лишайников, найден редкий гриб клавикорона тисовая.
Кроме того, здесь известны исторические места гнездования кречета, орлана-белохвоста, сапсана – ради их сохранения с 2011 года в концепции развития ООПТ области есть и такой объект, как памятник природы «Скалы Териберки».
Что же нужно сделать, чтобы растущая туристическая популярность села приносила его жителям благо, а не становилась раздражающим фактором. Ведь организованный туризм способен развивать инфраструктуру поселка, открывать новые рабочие места, а значит, и пополнять его бюджет.
Исполняющий обязанности председателя комитета по туризму Мурманской области Максим Бугаев представил концепцию возрождения села, а сотрудники Кольского научного центра поделились первыми результатами комплексного экологического обследования будущего природного парка, который проектируется при поддержке Всемирного фонда природы (WWF).
– Териберка – очень сложная территория: здесь самый простой и доступный выход к океану и в тундру, по которому проходит поток людей, – говорит заместитель председателя ФИЦ КНЦ РАН по научной работе Евгений Боровичев.
– Поток мощный, а вот экологическая рекреационная емкость места ограниченная, максимум 50 тысяч туристов в год. Я считаю очень важным не увеличение турпотока в абсолютных цифрах (соотношение в 40 тысяч приезжих на 678 местных жителей и без того значительное), а удлинение продолжительности пребывания в этом месте.
А для того, чтобы люди, приезжая в Териберку, оставались здесь более чем на одну ночь, конечно же, нужно им что-то показывать, устраивать экскурсии без вреда природе, удобно размещать и вкусно кормить.
У Териберки, безусловно, большой потенциал привлекательности для приезжих, но встречать и провожать их местные жители должны с удовольствием и радушием, а не с жалобами на вытоптанную растительность и брошенный мусор.
Это значит, что работать над созданием природного парка необходимо поступательно, с учетом всех мнений, чтобы избежать социальной напряженности и негативного общественного резонанса.
Думая о чужих, помнить о своих
Чтобы изменить жизнь в поселке к лучшему, необходимо узнать, как эти изменения представляют себе его жители? Опросом и сбором мнений занимались сотрудники Центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН.
Опрос проходил в сентябре в Териберке и Лодейном, всего в нем приняли участие 69 человек (более 10 процентов населения), также на вопросы ученых отвечали пользователи местных групп в соцсети.
Исследование показало, что отношение к созданию природного парка неоднозначное, прежде всего потому, что люди, во-первых, не готовы к каким-либо ограничениям, во-вторых, не доверяют утверждению о возможном улучшении их жизни в этом случае.
Все опрошенные, не имеющие собственного бизнеса в поселении, сказали, что не видят плюсов, а их жизнь в связи с увеличением турпотока пока не становится лучше.
Скорее наоборот, ущерб, который туристы наносят природе, а иногда даже жилым помещениям, вызывает негативное отношение.
Большинство опрошенных согласилось с тем, что высокий турпоток необходимо регулировать, однако сомневаются, что организация природного парка этому поспособствует.
На вопрос «Помогает ли туристическая деятельность в развитии поселка?» почти все ответили отрицательно. Многие говорили об отсутствии инфраструктуры, неподготовленности Териберки к развитию турбизнеса, о низком уровне жизни посельчан, отсутствии или неразвитости социальных институтов.
90 процентов опрошенных согласились с тем, что Териберка и Лодейное нуждаются в охране от стихийного туризма и почти все согласны с установлением платы за пребывание в этих местах.
При этом многие сомневаются, что «туристические» деньги поступят в бюджет сельского поселения, а не Кольского района или области в целом.
Интересно, что внутренний туризм чаще оценивается как положительный, в то время как граждане иных государств (в основном из Китая) вызывают больше негативных откликов.
Респонденты указывали на необходимость сохранять культурное и природное наследие Териберки и Лодейного и называли конкретные места – водопад Батарейский, Секретарское озеро («Питьевое»), река Мучка и Орловка, берег моря.
Вывод ученых таков: для положительного восприятия людьми и поддержки ими идеи создания парка необходимо ее популяризировать, разъяснять содержание понятия, а также последствий создания ООПТ, в первую очередь, для местного населения.
Проблемы насущные
Что же конкретно представляет из себя Териберка в ожидании смены парадигмы своего существования?
Об этом рассказала Алена Давыдова, научный сотрудник ЦГП Баренц-региона КНЦ РАН, кандидат исторических наук, – именно она и занималась опросом людей, живущих в «старой» Териберке и близлежащем к ней Лодейном.
– Лодейное и Териберка – два села, расположенные рядом, но при этом они очень разные. Треиберка – старое поселение, люди воспринимают его как исконное, а Лодейное появилось в 30-х годах XX века как поселок для работников рыбного хозяйства, – рассказывает Алена.
– Трудно подсчитать, сколько людей тут проживает постоянно: кто-то уезжает на заработки, кто-то, наоборот, прибывает для обслуживания туристов. Но при опросе на улице мы встречали, в основном, пожилых.
А вот онлайн-опрос дал возможность оценить мнение молодежи, - в интернете они активнее, а их оценки более жесткие и резкие. Для нас было важно собрать мнения во всем их спектре.
Териберка всегда была местом, куда стекались коммуникативные потоки. Даже исторически это село было одним из самых посещаемых мест Кольского полуострова – людей влекла сюда морская рыбалка.
После фильма Звягинцева интерес к Териберке вырос значительно, однако прошло уже шесть лет, а инфраструктура здесь так и не появилась.
– Все довольно запущено при том, что в целом место очень брендировано, – продолжает Алена.
– Сегодня местные мечтают, чтобы у них появилась крытая автобусная остановка и открылась «Пятерочка», а пока есть сельский магазин, который часто не работает, потому что пропадает электричество. Бывает, что отключают воду. Кругом много бездомных собак. Проблема пьянства тут актуальна, как и в любой российской глубинке.
В Териберке нет полиции – хотели создавать дружины, но в них придут только женщины в возрасте за 50. Есть фельдшерский пункт, но без педиатра. Нет здесь и общественных туалетов, остро стоит проблема мусора.
Например, прибрежная зона летом усеяна одноразовыми мангалами, каждую неделю их убирают с береговой линии. Кстати на нее туристы подъезжают смело – прямо к воде, по песчаному пляжу.
Местные нам жаловались: летом по тысяче лодок за день выходит в море, а потом туристы чистят рыбу прямо на берегу, бросают отходы на песке или спускают в канализацию жилых домов, засоряя тем самым целые стояки.
А мусор… об этом говорил каждый наш респондент! Кто-то вспомнил туристов из Апатитов, которые и свой, и чужой мусор собрали, а вот куда его положить на территории поселка так и не нашли – здесь нет общего контейнера. Так мусор домой и повезли. Местные, наверное, знают, где общий мусоросборник, а турист по дворам бегать и искать его не станет.
При этом в Териберке есть несколько очень приличных ресторанов, в них работают приезжие. При этом мы беседовали с одним из представителей туриндустрии, который гордится тем, что на него работают только местные – 12 человек.
Детали местной жизни
Алена Давыдова пересказывает жалобы жителей Териберки – в лице ученых КНЦ они нашли благодарного, внимательного и отзывчивого слушателя.
– Конечно, с идеей природного парка многие соглашаются, когда мы объясняем, что это такое, каковы его плюсы и минусы. Многие опасаются, что им запретят ловить рыбу, собирать ягоды и грибы.
После разъяснений склоняются, что парк все же нужен. Некоторые уже что-то знали, читали. Другие вспоминали советские времена, когда на въезде в село стоял шлагбаум и беспорядка не было.
Согласны, что за въезд на территорию природного парка надо брать плату, но эти деньги должны идти на развитие инфраструктуры поселка. Об ущербе природе многие сокрушались – есть места, вытоптанные буквально до торфа!
И соглашались, что обязательно нужны аншлаги, наглядная агитация, с надписями, в том числе, на китайском языке, и с предупреждениями о штрафах.
После общения с жителями села я думаю, что не сразу, но природный парк поможет здесь что-то изменить, что-то сохранить. Турист едет в Териберку за арктической экзотикой, за фото в купальнике на фоне ледяного океана, чтобы проверить свою силу духа.
Местные жители с такой проверкой сталкиваются ежедневно, но это их жизнь, их правила, поэтому внедрять перемены нужно поступательно и аккуратно, не забывая об их нуждах.
Важно отметить, что четыре дня, в течение которых социологи проводили опрос, – акция разовая. А вот экологи и ботаники КНЦ РАН ведут наблюдения за природой в районе Териберки многие годы и имеют возможность судить, опираясь на собранные данные, о том, как меняется ее природа в связи с наплывом туристов.
Все это позволяет создавать и предоставлять обществу точную, беспристрастную картину для принятия решений о будущем конкретных территорий Кольского края.