На протяжении уже многих лет на самом разном уровне говорится о том, что спасти Териберку могла бы рыбная отрасль. Промысел, береговая переработка, всё это здесь присутствует, но в том состоянии и на том законодательном уровне, который существует сегодня, пока это лишь разговоры.
Вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?" для рыбаков Териберки сегодня звучат по-другому - "Будет ли промысел?" и "Будет ли этот промысел спокойным?" Основные жалобы связаны с действиями контролирующих органов - пограничников. Отношения между сотрудниками Государственной морской инспекции и прибрежниками уже давно переросли в настоящее противостояние.
Руководитель ООО "Коралл Плюс" Алексей Сорокоумов говорит: "Приходит капитан с моря, инспектора ГМИ прибегают. Существует процедура выемки документов. Они просто отбирают промысловые документы. Тупо. И уходят. Налагают штраф на капитана за белую рыбу, выловленную по квоте, за которую заплачен ВБР, налоги и всё прочее 661 тысячу рублей".
Заинтересованные стороны встречаются в Териберке второй раз за последние 1,5 месяца. И определённые конкретные результаты уже озвучены. По одной из конфликтных ситуаций разбирательство завершено. Териберцы впервые получили официальные извинения от погрануправления с информацией о том, что виновные наказаны. И ещё, спортивное и любительское рыболовство для жителей посёлка больше не имеет ограничений.
Как заметил заместитель губернатора Мурманской области Олег Тигунов: "Для нас это тоже очень полезно, мы понимаем в чём проблемы у рыбаков, на земле, на море, готовы выезжать, помогать, разъяснять. Если какие-то несостыковки в законе, готовы их расшивать на том уровне, в рамках тех полномочий, которые у нас есть".
Последние кадровые перестановки в погрануправлении пошли на пользу дела, уверены рыбаки. Ведь ещё совсем недавно, они даже не рассчитывали на то, что их услышат, не говоря о совместных обсуждениях.
Многие териберские промысловики не имеют своей доли биоресурсов. Работают по найму. Собственная квота, так и остаётся несбыточной мечтой.
Директор ООО "МРК" Илья Рашитов считает: "Если станет возможным промысел в Териберке, то этот посёлок действительно сможет существовать за счёт рыбы, за счёт налоговых отчислений. Мы за честный промысел, но если этот честный промысел нам дадут вести".
За чей счёт, и через какие "если" у Териберки появится хоть какая-то реальная поддержка, сегодня, с уверенностью не скажет никто. Направления известны, не известно кто проложит по ним дорогу. Пока же начало нового диалога, при всех его непоколебимых "но", можно считать удачным