Мы сможем помочь каждому
- Проблема нехватки врачей была у нас 20 лет назад, есть сейчас, не изменится ситуация и через 20 лет, -отвечает на самый злободневный вопрос начальник ЦМСЧ #120 ФМБА России Евгений Новиков. - Если, конечно, не будет принято системное решение. И начинать нужно с образования, с возвращения распределения выпускников.
- Вы говорите о необходимости комплексного подхода по решению главного вопроса - нехватки кадров. Большие ли надежды возлагаются на программу "Арктический доктор"?
- Сейчас наше Агентство - ФМБА -активно работает над включением в эту программу. Запросили потребности в кадрах. Но такие решения не
принимаются быстро, это компетенция Правительства РФ. Надеемся, что будет найдено решение. Это будет якорь, способный привлечь людей.
- Были предметные переговоры?
- Да. Мы активно ищем людей. И были претенденты, интересовав-
шиеся, включены мы в эту программу или нет. Пока - нет. Вопрос времени.
- Можно ли сказать, что "Арктический доктор"* решит проблему?
- Это не панацея, но важный шаг в организации системы, которая позволит решать проблему, существующую десятилетиями. Если мы говорим о системе, то отмена распределения в медицинских вузах вылилась в дефицит кадров на периферии. Что выберет выпускник питерского мединститута? Или ростовского, к примеру? Выберет он Полярный? При прочих равных они едут в российские мегаполисы, на крайний случай - в Мурманск.
*Программа "Арктический доктор". При трудоустройстве специалисту выплатят 500 тысяч рублей. При условии заключения 5-летнего контракта, после года работы, выплачивается ещё 500. И по окончании контракта - ещё один миллион рублей. Требований к кандидату немного: моложе 50 лет, квалификация не ниже первой, стаж работы - больше 10 лет.
- Материальный вопрос для кандидатов - главный?
- Деньги - важно, но для многих мотивацией приехать к нам стало желание развиваться, работать на достаточно хорошей медицинской технике. И без "Арктического доктора" нам удалось пригласить хирургов из Майкопа, Анапы и Тувы. Список можно продолжать. По практике могу сказать: если на собеседовании кандидата больше всего интересует финансовый вопрос, долго он у нас не задержится, будет искать место, где рубль длиннее. Но когда врача интересуют функциональные моменты, техническая оснащённость рабочего места, коллектив - можно быть уверенным, что мы имеем дело с профессионально настроенным человеком.
- Но это же тоже не гарантия, что он рано или поздно не примет решение уехать в более привлекательные места?
- Конечно. Давайте не будем лукавить: когда поступает предложение сменить Полярный/Снежногорск/Гаджиево на, к примеру, Москву с предоставлением жилья в ближайшем Подмосковье, трудно людей осуждать. Мы живём в определённых климатических условиях, в достаточно специфическом регионе. Не каждому это по плечу.
- А вы почему не уехали, предложения наверняка были?
- Были. Всё от человека зависит. Если мы говорим о привычных стереотипах "маленький город", "некуда пойти" и прочее, то, на мой взгляд, у нас довольно неплохо развита социальная инфраструктура. Спортивные центры есть - бассейны, тренажёрки, фитнессв Мурманск рядом -кино, концерты, море торговых центров и ресторанов. Хибины. На лыжах покататься на выходные вполне можно поехать. Когда у человека есть желание чем-то заняться, отдохнуть, у нас возможности есть, было бы желание эти ресурсы увидеть.
- Но я правильно понимаю, что были люди, которые уезжали не из-за маленькой заработной платы, а потому что не устраивает жизнь в провинциальном городе?
- Правильно. Не осуждаю. Но если мы опять говорим о деньгах, то материальные условия у нас достойные, лучше, чем в средней полосе. Бытовые вопросы? С администрацией вопросы предоставления служебного жилья, устройства детей в сад, школу решаются оперативно. Это большое подспорье для нас и мощный стимул для приезда к нам специалистов, но соглашаются далеко не все.
- В средствах массовой информации пишут, что даже в областном центре серьёзный дефицит медицинских кадров.
- Вас это удивляет?
Практически все врачи приезжие, ведь у нас в регионе нет медицинского вуза. Местная молодёжь после окончания медицинских вузов, как правило, остаётся в Питере, в Москве или отправляется в другие мегаполисы, а спрос на врачей всегда высок, конкуренция за каждого из них - в регионах в том числе - довольно жёсткая. И практически невыполнимое задание, если речь идёт об уже состоявшихся специалистах. Во-первых, такие люди прямо сейчас обеспечены прекрасным доходом, устоявшимся, налаженным бытом, и чтобы вырвать такого спеца к нам на Север - уже обученного, высококлассного, - это задача на грани фантастики, не будем заблуждаться.
- Вы говорили, что администрация помогает с жильём, обустройством детей в школы и садики. Чем ещё может помочь местная власть?
- Конечно, было бы очень хорошо заручиться финансовой поддержкой для, к примеру, обеспечения подъёмными при заключении договора с приехавшим к нам специалистом.
Или возможность предоставить льготы по оплате ЖКХ. Это весомые аргументы при проведении переговоров с иногородними специалистами. Но у нас разные источники финансирования, поэтому, к сожалению, это невозможно.
- Может создаться впечатление, что без посторонней помощи вам не обойтись.
- Это не значит, что мы сидим сложа руки и не ищем ресурсы у себя, не оптимизируем управленческие расходы. Мы существенно сократили собственный административный аппарат - у нас было девять заместителей, стало четыре. Но сразу хочу подчеркнуть, что реорганизация системы управления не коснётся персонала ЦМСЧ, их материального обеспечения.
- Евгений Витальевич, мы говорим о врачах, проблемах, а как изменились пациенты, люди, которые к вам приходят
- Люди стали гораздо требовательнее. Многие считают, что в здравоохранение вкладываются большие деньги (расходы на здравоохранение в бюджете РФ на 2019-й год - 656 млрд рублей. Для сравнения: оборона - 2,914 трлн, правоохранительная деятельность - 2,254 трлн, образование - 850 млрд. - Прим. ред.) и вправе рассчитывать не только на оперативную, но и высокотехнологичную медицинскую помощь вне зависимости от того, в Москве они находятся, в Питере или в маленьком гарнизоне на Севере.
- И всё же сравнивать кадровую ситуацию и техническую оснащённость медицинского центра в мегаполисе и в периферийном городе не совсем корректно
- А это совершенно точно не проблема пациента, это наша забота. Не их вина, что у нас могут быть какие-то проблемы, финансовые, кадровые, кто-то может уволиться и уехать в другие климатические условия, в отпускв Могу сказать, что даже в отсутствие многих специалистов мы можем оказать помощь каждому.
- Тогда почему люди ездят в областной центр?
- По определению у нас не предусмотрено наличие медицинского оборудования для проведения диагностики и лечения каждого вида заболевания. Допустим, проведение биопсийных, эндоскопийных исследований, узкоспециализированных исследований подразумевает наличие медтехники, которая есть только в крупных городах. Мы на эту практику никак повлиять не можем.
Отсутствие некоторых узких специалистов - причина номер два. Но мы всегда стараемся найти выход. Например, получили офтальмологическое оборудование для поликлиники Полярного, но нет врача, поэтому привлекаем специалиста из Видяево, он приезжает к нам дважды в неделю.
Такие примеры взаимозаменяемости можно приводить бесконечно.
- Что может сделать ЦМСЧ, если нет возможности оказать помощь собственными силами?
- Нет нерешаемых проблем. У нас есть несомненное преимущество в ведомственной принадлежности: можем отправлять людей на лечение в ведущие клиники Москвы и Петербурга, если требуется сложная помощь, которую мы оказать не можем. Например, высокотехнологичная. Если требуется сложное оперативное вмешательство, у нас хорошее взаимодействие с главным управлением Министерства здравоохранения Мурманской области, с ведущими специалистами региона, можем туда направить, всегда в рабочем режиме проблему можно решить.
- Про ваши задачи понятно, а что, в свою очередь, должен сделать сам пациент, что посоветуете?
- Очень хороший вопрос. Здоровье человека зависит не только от медицины и места проживания. Люди должны внимательнее относиться к своему здоровью. Ценить его. Не доводить проблему до крайнего состояния. При первых симптомах обращаться - тогда и лечение будет проще, и процент выздоровления - выше. Но мы приходим, когда уже "караул", правда? А ведь одна из главных причин долголетия в Японии, стране, где люди живут дольше всех в мире, в том, что её жители полностью обследуются дважды в год.
Вне зависимости от того, болит - не болит. Ранняя диагностика - это огромная заявка на победу над обнаруженным недугом.
- Нет у нас такой культуры, к сожалению
- Но даже при этом пациент много что может сделать, помочь врачу.
Обстоятельно всё рассказать. Быть корректным, ведь наш специалист не всегда может немедленно дать направление на какую-либо процедуру, лечение, обследование. Существуют определённые бюрократические механизмы, регламент предоставления услуг, очерёдность.
- Но ведь бывает недопонимание между врачом и пациентом, у моей знакомой категорически не сложились отношения с участковым врачом, что делать?
- Как решился вопрос?
- Написала заявление и перешла к другому специалисту.
- Имеет право. Важно, чтобы результат был правильный.
- А у врача есть право отказаться от взаимодействия с посетителем?
- Такое право есть. Он также защищён в рамках действующего законодательства. Если у вас не экстренная патология, не жизнеугрожающая, он может отказаться от вашего обслуживания. Несмотря на наличие такого права, пользоваться им у нас не принято. Врачебная этика.
Очередь из Советского Союза
- Евгений Витальевич, можно победить очереди в наших поликлиниках?
- Очереди, действительно, раздражают всех и в первую очередь работников самих медучреждений. Но давайте разбираться. Во-первых, каждый день есть пациенты на экстренный приём, которых принимают без талонов. Иногда сами посетители не придерживаются назначенного времени и приходят, когда им удобно. И, в-третьих, это тоже важно, трудовым законодательством установлен лимит времени приёма врачом в неделю, нагрузка на врача регулируется.
- В местных соцсетях гуляла фотография очереди к психиатру. Там было 60-70 человек. А время приёма - всего один час. Всё правильно?
- Абсолютно. Психиатры - специалисты так называемой льготной категории, у них ограниченное время приёма, более длинный отпуск и, будем откровенны - очень непростой функционал. Ещё раз: врач не имеет права работать больше времени, определённого Трудовым кодексом Российской Федерации.
- Есть нарекания к электронной записи в личном кабинете...
- Соглашусь. Бывают сбои. Систему электронной записи мы дорабатываем, для более корректной работы нам нужны компьютеры, серверы, наши потребности известны вышестоящему руководству, мы решим вопрос. Но не соглашусь с тем, что кабинет работает плохо. Если записываться корректно, проблем быть не должно. Это очень удобно и правильно.
- Предположу, что самая типичная жалоба на вас - недостаток специалистов поликлинического профиля.
- Не ошиблись. Пример. Очень острая проблема с педиатрами в Гаджиево, там всего пять штатных единиц, а работают двое врачей. Ездим туда, помогаем. Про офтальмолога, приезжающего в Снежногорск из Видяево, я уже говорил. Самая тяжёлая ситуация в Заозёрске - там у нас один педиатр. Привлечь туда врачей ещё сложнее, чем к нам, мы ещё недалеко от Мурманска. Это как раз тот случай, когда даже деньги не всегда могут помочь. Но всё равно ищем людей, работа ведётся постоянно.
- Есть мнение, что в провинциальных городках медицинское оборудование далеко не ультрасовременное
- На региональном уровне у нас достаточно хорошее оборудование. Есть хорошо оснащённая реанимация, компьютерный томограф, экспертные аппараты УЗИ, есть лапароскопическая аппаратура. Не скажу, что всё оборудование ультрасовременное, но у нас действительно хорошая материально-техническая база.
- И всё же любая материальная база нуждается в обновлении
- В ФМБА знают о наших потребностях, мы постоянно находимся на связи. Принята целевая программа улучшения материально-технической базы для детских поликлиник в Полярном и Снежногорске. Размер целевой субсидии, которую нам выделили, около 50 миллионов рублей.
Ждём поступления нового медицинского оборудования для детских поликлиник: цифрового рентгенаппарата, полностью оснащённых кабинетов для офтальмолога, ЭКГ и новое оборудование для лор-кабинета.
- Евгений Витальевич, последний вопрос, очень осторожный. В сетях россыпь объявлений из других регионов, где собирают деньги на лечение детей. И в то же время много пишется о мошенниках. Как не ошибиться?
- Очень деликатная тема. И ситуации разные. Главное: медицинская помощь у нас в стране оказывается бесплатно. И если вы сталкиваетесь с ситуацией, когда в государственных медицинских учреждениях требуют за лечение деньги - это должно, как минимум, насторожить. Никто никогда и никому в медицинской помощи отказать не имеет права.
Могу лишь предположить, и такие люди ко мне приходили, что некоторые желают, и это их право, оперироваться в каких-то частных, специализированных клиниках. А в Москве говорят, что хотим лечиться в Америке и Израиле. И начинают собирать деньги, подключать волонтёров. Повторюсь: это право людей. Но если вы хотите услышать моё мнение - ни один житель ЗАТО не останется без нашей помощи. У нас достаточно ресурсов и возможностей, чтобы оказать помощь каждому. Так и запишите.
Приём граждан Евгений Новиков проводит по понедельникам с 16.00 до 18.00.
Запись по телефонам: (8152) 56-73-13 или (815-30) 6-18-08.