07 декабря 2010 в 09:21, Снежногорск
Первые музыкальные аккорды прозвучали в школе в 1975 году. Коллектив состоял тогда всего из 5 преподавателей, на занятия к которым ходили 60 учеников. Условия были непростыми. Например, один из старейших работников – Валентина Владимировна Жайворонок, преподаватель по классу скрипки – приехала на Север в 1978 году. Тогда на ее плечи легла непростая задача – открыть в школе оркестровый отдел. В учебном заведении не было своих инструментов, на 7 учеников класса – одна скрипка, ее личная. И во многом благодаря стараниям преподавателя приобретались все новые инструменты для детей. Тогда же, в конце 70-х, с приходом в школу Зои Черниковой, были открыты классы гитары и домры.
– Первые годы мне было непросто, – рассказала Зоя Тимофеевна, – Аккордеониста не было, баяниста не было. Приходилось помогать всем. Так получилось, что я была практически в прямом смысле «и швец, и жнец, и на дуде игрец»!
За долгие годы из-под ее начала вышло более сотни учеников, продолжили свое музыкальное образование больше десятка. И видя результат своих трудов, преподаватель не жалеет, что посвятила музыке всю жизнь.
– Это настоящий творческий процесс! Очень интересна работа с детьми. Даже одно и то же произведение в исполнении разных учеников отличается, – отметила Зоя Черникова. – И есть всего лишь одна проблема. Когда постоянно находишься в музыке, то хочется побыть в тишине. Приходишь домой, выключаешь все, – вот эти минуты самые ценные! Но...Чуть-чуть отдохнула и двигаюсь дальше!
Преемственность поколений
За дюжину лет работы Наталья Григорьева поняла, что невозможно определить по человеку – ждет его музыкальное будущее или нет. Зато можно сразу разглядеть талант и способности. А дальше необходимо рука об руку работать с родителями. Потому что только вместе можно вырастить настоящую звезду, уверена педагог. Как раз в этот момент беседы, как бы в подтверждение слов преподавателя, воспитанница Натальи Вячеславовны берет несколько нот на рояле, ненавязчиво привлекая к себе журналистское внимание.
– Строгий преподаватель у тебя, не боишься ходить на уроки? – спрашиваем у юной звезды Ксении Моногаровой.
– Нет! – весело отвечает будущий виртуоз.
Несколько лет назад в классе Натальи Вячеславовны училась и Маргарита Елина. После окончания школы поступила в музучилище – и вот уже второй год она коллега своего первого педагога. По ее словам, к непривычному обращению ребят «Маргарита Анатольевна» удалось привыкнуть не сразу. А первое время было даже страшно ходить на уроки.
– Я как молодой специалист пришла. Вроде бы и знаю все, но как начать первый урок? – поделилась Маргарита своими ощущениями от профессии. – Но мне все помогали, и сейчас под моим руководством уже 25 учеников.
Сразу же возник каверзный вопрос: а есть ли любимчики?
– Конечно же, есть! Они все мои любимчики, – элегантно парировала Маргарита. По словам молодого педагога, музыке может научиться любой человек. Было бы желание. А у ее учеников его не занимать.
Звуки виолончели и виртуозная пьеса «Каприччио» Гольтермана. Играет Анастасия Ломова, победительница региональных, всероссийских и международных конкурсов. За инструмент воспитанница школы села в 7 лет.
– Мы с бабушкой и папой ходили, выбирали долго, много инструментов переслушали. Но вот виолончель мне показалась самой красивой. И звучит она красивее всего! – объяснила свой выбор Анастасия. К слову, это далеко не последний важный выбор в жизни юной звезды. Потому что Анастасия хочет поступить в училище. А затем, возможно, и в консерваторию.
– Да не возможно, а обязательно! – подбадривает скромную ученицу ее преподаватель.
– Да! Обязательно! – соглашается с ней Анастасия.
Традиции и инновации
Сделать компьютерную аранжировку музыкального произведения для небольшого ансамбля или для целого оркестра, подготовить фонограмму или написать новую музыку — все это не составляет труда для преподавателя компьютерного класса Алексея Трофимова. А в скором времени это не составит труда и для его учеников. Компьютерный класс работает в школе уже второй год, пока в нем проходят обучение трое воспитанников.
– Я стараюсь брать ребят постарше, – рассказал педагог. – Они уже должны разбираться в теории музыки. Без нее обучение в классе невозможно.
Проблема лишь одна: у учеников должен быть мощный компьютер не только в школе, но и дома, потому что, как и при игре на музыкальном инструменте, необходима каждодневная практика. Алексей Андреевич уверен, что синтезированный звук никогда не станет заменой настоящему, живому инструменту. Однако отмахиваться от прогресса ни в коем случае нельзя.
– Я думаю, что лет через пять в каждой уважающей себя музыкальной школе будет отделение компьютерной музыки, – отметил педагог. – Более того, у многих учеников это будет обязательным элементом в обучении.
Директор ДМШ Наталья Ким уверила, что планы на ближайшие пять лет колоссальные. Школа работает по инновационным программам. Хорошая тенденция сложилась и с кадрами – выпускники возвращаются в школу и обучают подрастающее поколение. А на представительском уровне необходимо будет держать высокую планку, которую юные звезды музыкальной школы каждый год устанавливают все выше и выше.
– Если раньше Снежногорск на музыкальном Олимпе был никому не известен, то сейчас его знают и в Вене, и в Бресте, и в Праге. Наши воспитанники, наши звездочки загораются на международной сцене, – поделилась достижениями ДМШ заместитель директора Марина Ананьева. И шутливо добавила, – Нас там, правда, «Снежный Горск» называют, все никак правильно произнести не могут. Ну, ничего, все у нас еще впереди
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter