Вопрос задолженности в сфере ЖКХ стоит очень остро и в стране, и у нас в области. На сегодня только «Мурманэнергосбыт» недополучил от жителей за поставленное тепло 3 миллиарда рублей. На предприятии понимают, что людям стало тяжелее платить.
С другой стороны, среди должников немало и таких, кто не выполняет свои обязанности по неуважительным причинам. Поэтому одним энергетики стараются помочь, а к другим применяют все более строгие меры.
Под угрозой расставания с «ласточкой»
- Этот отопительный сезон мы начали с большими трудностями при формировании нормативного запаса топлива. Просто не было денег купить мазут, - рассказывает заместитель директора департамента безопасности АО «МЭС» Михаил Болотин. - Прибыли у нас нет. За прошлые периоды предприятие накопило такие огромные долги, что только в 2017-м мы рассчитались за те, что образовались в 2015-м.
Снижаем расходы, повышаем эффективность, но низкий уровень собираемости платы за отпущенный ресурс сильно усложняет нам жизнь. Большинство компаний продает топливо только по предоплате. Областному правительству удалось договориться с Роснефтью поставлять нам мазут с отсрочкой платежа на 90 дней. Но поскольку при этом она закладывает в отпускную цену проценты по кредитам, стоимость топлива увеличивается.
«МЭС» снабжает теплом больше 20 муниципальных образований области, и в каждом из них разные ситуации с собираемостью платы. С июля прошлого года компания начала активную работу по взысканию долгов.
- Мы обзваниваем должников, разносим листовки, в которых разъясняем, почему задолженность лучше не накапливать и как это сделать, информируем население через СМИ, - продолжает Михаил Болотин. - Осенью прошлого года организовали группу, которая обходит квартиры. В отношении 90 процентов неплательщиков применяем судебный приказ, и приставы просто списывают долги с имеющихся у них счетов.
Логично было бы предположить, что чем ниже доходы жителей, тем больше у них долгов. Но это не совсем так. Самые дисциплинированные потребители коммунальных услуг - пенсионеры и малообеспеченные граждане, которые получают субсидии. Больше всего нарушителей среди вполне платежеспособных.
Но если кому-то, чтобы вспомнить о своих обязанностях, достаточно письма-претензии, то для других действенной оказывается только угроза расстаться с имуществом. За прошлый год из-за коммунальных долгов перед «МЭС» было арестовано около полусотни автомобилей.
Впрочем, с молотка ушло меньше половины. К примеру, житель одного военного городка многие месяцы игнорировал платежки за отопление, задолжав около 150 тысяч рублей. Но при этом взял в кредит дорогую иномарку. И напрасно: после визита приставов машина была арестована. Чтобы не расставаться с ней, владелец в течение 10 дней рассчитался по долгам.
- В нашей практике очень много случаев, когда после ареста автомобиля исполнительные производства полностью закрывались, взыскивались и расходы, и исполнительский сбор, и задолженность, - подтверждает судебный пристав-исполнитель ОСП Ленинского округа Юлия Романова.
Но должник может не только лишиться своего имущества. Теперь потребителям придется тщательнее расставлять платежные приоритеты: все больше ресурсоснабжающих компаний стали передавать банкам сведения о неплательщиках. Это означает, что коммунальные долги могут испортить кредитную историю.
Федеральное законодательство позволяет применить такую санкцию, и на сегодняшний день своим правом воспользовались уже свыше 50 коммунальных организаций в десяти регионах России. «МЭС» тоже начал применять этот метод. Первые пакеты документов уже переданы в Национальное бюро кредитных историй. В ближайшее время ресурсники установят специальное программное обеспечение, которое позволит в автоматическом режиме и в полном объеме направлять информацию о долгах, которые подтверждены судом и не погашены в течение десяти дней.
Пени злее, чем кредиты
Как утверждают энергетики, 10-15 процентов от общего числа должников не платят не потому, что не могут, а потому что, как объясняют сами, забывают об этом или слишком заняты. Некоторые много разъезжают или вообще живут за пределами области.
- Когда мы обращаемся к таким гражданам с просьбой ликвидировать задолженность, они, как правило, делают это сразу, без проволочек. Для них не проблема единовременно выложить 40-60 тысяч рублей. Но ведь для этого мы должны опять же направлять им письма или своих сотрудников, что опять же требует времени и денег, - поясняет Михаил Болотин. -
До недавнего времени очень плохо обстояло дело с оплатой наших услуг в военных городках. Чтобы изменить ситуацию, при администрациях ЗАТО Североморск и Александровск были созданы межведомственные комиссии с участием представителей Северного флота.
Военная прокуратура, судебные приставы проводили рейды на КПП, во время которых выезжающих проверяли на предмет наличия долгов. Если выяснялось, что таковые имеются, людей просто не выпускали из ЗАТО. В результате в Гаджиеве, к примеру, собираемость увеличилась до 92 процентов, в Североморске - до 90. Вообще в работе с должниками нам оказывают большую помощь администрации не только Североморска и Александровска, но и Кандалакши, Колы, Молочного.
Проведя своего рода инвентаризацию неплатежей, специалисты теплоснабжающей компании пришли к выводу, что за минувший год в коммунальных долгах населения резко возросла доля пеней. Один из показательных примеров - расчеты с жителями Североморска. Если в начале 2016 года доля пеней в общем долге ЗАТО составляла не более восьми, то сегодня уже порядка 20 процентов. Но это, естественно, «средняя температура по больнице».
Если рассматривать отдельные лицевые счета, то у некоторых пени в долге составляют половину и более. То есть законодатели сделали «кредит за счет ресурсников» невыгодным - ставки в банках куда привлекательнее.
Кто тут злостные? На выход!
К сожалению, есть люди, на которых не действуют ни уговоры, ни угрозы испортить им кредитную историю, ни огромные пени. Они как не платили годами за жилищно-коммунальные услуги, так и не собираются платить. Что с ними делать, как бороться, никто не знает. Закон запрещает лишать таких собственников жилья, если оно единственное.
Правда, Минюст России предложил вариант принудительного переселения злостных должников в жилье меньшей площади (с учетом социальных норм) и погашения долга за счет продажи прежнего. Но пока это только идея, которую даже законопроектом в полной мере назвать трудно. Многие его положения спорны, а механизмы осуществления вообще не продуманы.
Зато муниципального жилья лишиться из-за долгов можно уже сегодня. Оплачивать услуги ЖКХ обязывают жильцов и закон, и договор соцнайма. А это значит, что при нарушении условий муниципалитет вправе подать в суд. Мера, конечно, крайняя, но и ситуация с долгами критическая. Поэтому регионы сегодня активно нарабатывают подобную практику.
В ближайшее время в ЗАТО Александровск и Североморск по решениям судов из-за накопившихся коммунальных долгов будут выселены жильцы нескольких муниципальных квартир.
- Я согласен, это очень жесткая мера, - признает заместитель генерального директора по сбыту АО «Мурманэнергосбыт» Дмитрий Писарев. - Но, к сожалению, для некоторых граждан только она является действенной.
В ближайшее время эти меры дополнит сотрудничество с организациями, которых должники боятся, как огня.
- В «МЭС» принято решение о продаже местной коллекторской компании наиболее крупных и сложных к взысканию задолженностей, - говорит заместитель директора департамента безопасности АО «МЭС» Михаил Болотин. - Обращаются к нам и аналогичные агентства из Москвы, предлагают продать им недоимки, по которым есть решение суда и подходит к концу срок исковой давности. И, возможно, нам придется воспользоваться их услугами. А что делать? Снова и снова нанимать людей для работы с неплательщиками, бесконечно расширять штат мы не можем, фонд заработной платы не резиновый.
Кто последний за рассрочкой?
3 миллиарда рублей - огромная цифра. Фактически должники удерживают оборотные средства «Мурманэнергосбыта», которых хватило бы на несколько ремонтных кампаний или солидный запас топлива. Отсюда и ужесточение способов взыскания.
- Да, нас, конечно, интересуют деньги за отпущенное тепло, мы их заработали. Но при этом «МЭС» - все-таки областное предприятие, и мы стараемся в самую последнюю очередь прибегать к крайним мерам, которые могут ухудшить жизнь людей, - заверяет Михаил Болотин. - Именно поэтому разговор с должниками всегда начинаем с мягких форм - письменных и устных напоминаний. Я уже рассказывал об организации поквартирных обходов.
Наших специалистов, которые занимаются этим, в соцсетях прозвали «вежливыми людьми «Мурманэнергосбыта». Их цель - не только напомнить о накапливающейся задолженности, но и выяснить, не находится ли человек или семья в сложной жизненной ситуации. Всякое ведь может случиться: болезнь, утрата кормильца, потеря работы - да мало ли... В таких случаях наши работники объясняют, что существует такое понятие, как рассрочка.
В зависимости от ситуации, от уровня доходов мы разбиваем долг на полгода, год или два, и реструктуризация дает право на получение субсидии. Поэтому лучше не прятаться, не ждать, пока за тебя возьмутся суд и судебные приставы. Кстати, с учетом пеней, судебных издержек и исполнительского сбора сумма долга может вырасти в полтора раза.
Наилучший выход - взять справки о доходах, принести нам копию паспорта, написать заявление, и мы выдадим документ о том, что у должника есть договор о реструктуризации. Тогда он по-прежнему будет получать субсидию, если станет регулярно выплачивать долг и текущие платежи.
Такой метод работы оказался весьма действенным. После каждого обхода количество заявок в «Мурманэнергосбыте» увеличивается.
Например, в 2016 году мурманчане обращались за рассрочкой в 2,5 раза чаще, чем в 2015-м, а жители Североморска - в полтора.