Повестка заседания комитета по законодательству и государственному строительству содержала 14 пунктов, да еще дополнительно были внесены три вопроса. Несмотря на это, работа пошла в хорошем темпе, потому что большинство законопроектов находились во втором, а то и третьем чтениях и основные споры вокруг них уже давно отшумели.
Но перед началом заседания я попросил председателя комитета Владимира Мищенко (фракция «ЕР») прокомментировать определение Конституционного суда РФ, о котором стало известно накануне. КС отказался рассматривать запрос Мурманской областной думы о порядке отстранения от должности ее председателя
Василия Шамбира, обвиняемого в хищениях. Мурманская дума оспаривала некоторые статьи Уголовно-процессуального кодекса.
В своем определении КС напоминает, что действующее законодательство уже предусматривает определенные гарантии для региональных депутатов. В частности, уголовные дела в отношении них могут возбуждаться только с согласия руководства местных следственных органов. Соответственно, отстранение спикера от должности возможно только после прохождения этой процедуры. Такое решение не лишает подследственного депутатских полномочий и не препятствует его коллегам выбрать нового председателя - временного или постоянного.
- У нас было свое видение этой ситуации с правовой точки зрения, - отметил
Владимир Мищенко. - Юристы более высокого уровня нас поправили. Мы полагали, что в нашем законодательстве есть противоречия касательно некоторых статей УПК, но как таковых их нет, а следовательно, нет и предмета для обращения в Конституционный суд. Нет нарушения прав руководителей законодательных органов регионов. Хотел бы еще раз обратить внимание - мы поднимали данный вопрос не в контексте ситуации с Василием Шамбиром. Она подтолкнула нас, обратила наше внимание. Но мы координировали этот вопрос с парламентариями Северо-Запада и считаем, что это общий правовой вопрос, касающийся не только законодательного собрания Мурманской области, он актуален и в целом по стране. Ну, коль нас поправили и сказали, что противоречий нет, в общем-то - все...
Обратившись непосредственно к повестке заседания, Мищенко выделил первый кадровый вопрос - о согласовании кандидатуры
Алексея Тюкавина на должность первого заместителя губернатора. Сославшись на мнение коллег, он сказал, что каких-либо проблем не ожидается. Собственно, так и произошло. По словам председателя комитета, та работа, что сделана правительством за последнее время, - лучшая оценка деятельности
Алексея Тюкавина.
Члены комитета единогласно рекомендовали думе согласовать представленную кандидатуру.
Алексей Тюкавин поблагодарил депутатов за высокую оценку работы своей и правительства в целом.
- Главное, что мы находим общие решения, чтобы область развивалась, а жители жили лучше, - подчеркнул и. о. первого вице-губернатора.
А вот законопроект, которым интересовались многие северяне, единогласным решением снят с рассмотрения. Речь в нем идет о переименовании Североморска-3 в Апакидзе.
Впрочем, снятие это не имеет никакого отношения к славному имени знаменитого летчика Тимура Апакидзе. В Мурманской области давно сложилась хорошая традиция присвоения имен героев населенным пунктам, история которых неразрывно связана с Вооруженными силами страны. Корзуново, Сафоново, Гаджиево, Видяево - эти военные поселки носят имена прославленных летчиков и подводников. Однако производить переименование Североморска-3 именно сейчас нецелесообразно. И вот почему.
Губернаторская инициатива о присвоении поселку имени Тимура Апакидзе поступила в думу летом, когда та находилась на каникулах. А 1 сентября вышел президентский указ о преобразовании ЗАТО Североморск и отделении от него поселка Росляково. В связи с этим указом назначен переходный период в 6 месяцев для оформления всех необходимых для «развода» бумаг. А бумаг этих, сами понимаете, воз и маленькая тележка.
В состав ЗАТО Североморск входит и поселок авиаторов Североморск-3. Под таким именем он в этих многочисленных документах и значится. Если сейчас, в период переходной суматохи, еще и название поменять, путаница начнется совсем уж неимоверная. Лучше чуть подождать и по завершении полугода спокойно вернуться к вопросу переименования.
Аргументы, высказанные первым замминистра юстиции Николаем Шукшиным, депутатов вполне убедили. Кроме учета юридических доводов
Владимир Мищенко считает нужным провести дополнительные консультации с жителями Североморска-3.
- Чем больше мы будем советоваться с населением, тем лучше, - уверен депутат. - Есть многие вопросы, связанные с переименованием, скажем, смена права собственности на жилье. Где записано «Североморск-3», надо переделывать. Тему мы не отвергаем - роль Апакидзе для Северного флота, для северян имеет непреходящее значение. Но надо еще раз все хорошо взвесить и подумать.