Сегодня в Североморск на океанском спасательном буксире "Николай Чикер" вернулись участники похода к месту гибели атомной подводной лодки "Курск".
Практически все участники похода впервые шли туда, где почти 12 лет назад погибли 118 подводников Северного флота. Родные и близкие помнят всё. Прошедшие годы не заволокли туманом август 2000.
София Петровна Дудко за несколько недель до трагедии почувствовала тревогу, но списала это на предстоящую разлуку с внуками. Телефонный звонок чётко обозначил страшную истинную причину волнения.
Мать погибшего капитана 2-го ранга Сергея Дудко София Петровна Дудко знает: "Когда говорят, что время лечит, это неправда. Может время лечит в какой-то другой ситуации. Но гибель самых близких людей время не может вылечить. Единственное, что время даёт возможность жить по-другому".
Матрос Дмитрий Котков остался на дне Баренцева моря. Этот поход для его родителей - единственная возможность за многие годы побывать на могиле сына.
Мать погибшего матроса Дмитрия Коткова Тамара Ивановна Коткова говорит: "Я иду туда. И вот мысленно прокручиваю, что же я ему скажу. А сказать-то собственно не знаю что.
Рассказать, как мы живём. У сестры у его сын, то есть внук у меня появился. Это радует".
Вместе с родственниками в точку "Курск" прибыли представители Северного флота, общественных организаций, участники Международного автопробега.
Последние привезли из Украины и установили на дне Баренцева моря православный крест с капсулой земли Киево-Печерской лавры, как символ единения, общей истории и памяти.
Первый заместитель председателя Всеукраинской ассоциации подводников (г. Киев) Владимир Папижук сказал: "Моё сердце отдано этому краю. Я здесь служил. Я не приемлю того, что я живу в Украине, а Россия для меня чужое государство. Это та же моя Родина. В которой я родился, вырос, и та Родина, которой я служил".
Вместе с крестом на волны Баренцева моря легли гвоздики и венки с именами всех погибших моряков. В воду высыпали землю, привезённую из разных регионов России, Украины и Беларуси, родных мест членов экипажа "Курска".
Консультант командующего СФ по работе с ветеранами Вячеслав Годунов уверен: "История не может всё время хранить тайны, недоговорки. История должна быть видима и слышима. Тогда - это история, которую помнят все".
Настоятель Видяевского храма Отец Сергий сказал: "За эти годы уже как-то эта печаль и горечь потихонечку растворяются надеждой и каким-то светом. Сердце ощущает, что господь принял их к себе".
Ощутить покой сердцам матерям и жёнам погибших подводников вряд ли когда-то удастся. По крайней мере, в этой жизни. Сердце будет болеть, стонать, колотиться или замирать в очередной раз натолкнувшись на островок памяти.
Это нужно не мёртвым, это нужно живым… Боль утраты не передать словами. Это можно только пережить. Но не дай Бог, нам когда-нибудь ещё раз пережить это.