Генеральный директор Североморского молокозавода рассказал о производстве

19 сентября 2014 в 11:18, Североморск
Несмотря на постоянные лозунги из серии «Вот он - шанс для отечественного производителя!» или «Мы и сами прекрасно справимся», не все местные предприятия торопятся увеличивать объемы производства и расширять ассортимент после введения продовольственных санкций. О причинах такого поведения и о том, не угрожает ли области дефицит молока, редакции «МВ» согласился рассказать генеральный директор Североморского молокозавода Игорь ТРУБИН.

Это не ответ

На днях в Сети появилась информация о том, что Североморский молокозавод готов в нашей области заполнить нишу, которую покинули продукты из стран ЕС. Заявление в духе все тех же лозунгов неожиданное, ведь, по прогнозам аналитиков рынка, именно молочная - одна из самых проблемных отраслей после введения эмбарго. Удивлен был и сам глава предприятия, потому что ни он, ни его сотрудники таких громких заявлений не делали.

Причина оказалась проста: так один наш коллега сенсационно пытался привлечь внимание к материалу о новом продукте местного производителя.

- Еще два года назад мы запустили творожную линию, позволяющую делать не только обычный, но и зерненый творог. Он лишь неделю назад появился в продаже. В России мало заводов, выпускающих такой продукт, - рассказал Игорь Трубин. - Но это не ответ на санкции, а запланированный больше полугода назад выпуск новинки. Хотя такое совпадение, может, и сыграет нам на руку в связи с исчезновением импортного творога.

В целом же поводов для аврала у местных молочников нет: новых заявок от магазинов, желающих заполнить бреши на прилавках, пока не поступало. Увеличение спроса недавно началось, но в этом мало общего с эмбарго. Как объяснил Игорь Трубин, летом всегда происходит снижение продаж на

40-60 процентов по понятным причинам - люди уезжают в отпуск. А вновь возрастает объем в начале учебного года.

- На прилавках из запрещенных сегодня импортных молочных продуктов мы видели в основном продукцию из Финляндии («Валио») и Литвы («Сваля»). И их доля на рынке не настолько существенна, чтобы возникали серьезные проб-лемы. Если они и появятся, то небольшие, и эти дыры без проблем заполнит продукция либо местных производителей, либо предприятий из других городов России или стран, не попавших под действие санкций, - уверяет Игорь Николаевич. - Мы уже проходили нечто похожее в 1998 году после дефолта. Стране пришлось отказаться от огромного количества зарубежных товаров, потому что из-за взлетевшего доллара расплатиться с поставщиками никто не мог. Помню, заявки на нашу продукцию выросли втрое. Тогда справились, и сегодня при необходимости завод сможет увеличить объемы производства раза в полтора, и это не отразится на ценах или качестве.

Нет сырья и сыра

С выпуском новой продукции сложнее, чем с наращиванием оборотов. Если новинку можно производить с помощью уже имеющегося оборудования - то вопрос только в том, чтобы правильно подобрать компоненты, договориться об их поставке, разработать и заказать упаковку. Ну и спрос, разумеется, важен. Так, пока единственной реакцией на продуктовые санкции стала просьба одной из сетей магазинов начать производство йогуртов, потому что импортные запасы скудеют. Поскольку возможности позволяют, североморский завод над этим уже работает. И месяца через три-четыре йогурты должны поступить в продажу.

Но вот для производства совершенно новых продуктов нужно закупить оборудование, запустить и наладить технологию. На это может потребоваться около года, если дело касается производства сыра, то не менее двух лет. А эмбарго вводится на год.

Наш телеграм канал
Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


- То есть расходы на открытие сырного цеха у нас в регионе не окупятся до возвращения зарубежных конкурентов. И кто захочет вкладывать деньги в заведомо убыточное расширение производства? А для изготовления, например, масла у нас нет ресурсов сырья. Мы заготавливаем 1000-1200 тонн молока в месяц. Привозим его из Междуречья, Апатитов, Туломы, Пушного, и по 400 тонн молока ежемесячно приходится закупать в Вологде, потому что своего недостаточно.

Нехватка сырья - проблема не региональная. Отечественная молочная отрасль уже несколько лет подряд выдает неважные показатели: производство сырого молока падает каждый год на несколько процентов. Растут цены на «свое», растут и объемы импорта. А после вступления России во Всемирную торговую организацию к нам хлынуло еще больше иностранных поставщиков, которые при мощной поддержке своих государств стали быстро вытеснять отечественных производителей с рынка. В свою очередь, российские молочники аналогичной поддержки от властей почти не имеют.

Незавидные перспективы

Игорь Николаевич считает, что о последствиях запретов говорить пока рано, сейчас можно лишь предположить развитие событий:

- Теперь с исчезновением западных конкурентов мог бы появиться шанс у наших сыроделов. Но для увеличения производства своего сыра им необходимо будет закупать больше молока, которого в стране и так недостаточно. Значит, возрастет конкуренция, которая приведет к росту цен на сырье. В итоге получим увеличение стоимости и без того недешевых отечественных молочных продуктов и сыров.

Второй вариант выживания в условиях дефицита - увеличение доли сухого молока в связи с нехваткой сырого. Но в этом случае пострадает качество.

Пока же североморские производители используют небольшой процент сухого молока лишь для нормализации кисломолочных продуктов или творога. В то время как ряд поставщиков в своем товаре и вовсе заменяет молочные жиры растительными. При этом именно за счет более низкой цены их покупатели разбирают охотнее.

И наверняка экономные северяне заметили, что недавно вся продукция марки «Латона» снова подорожала, что тоже, как пояснил гендиректор завода, совсем не связано с санкциями:

- Долгое время на прилавках мы были практически самыми дешевыми, и немалая часть продукции к осени стала убыточной - это почти все молоко, сметана и половина видов творога. С начала 2013 года сырье подорожало в полтора раза, плюс инфляция, рост издержек. Постоянно работать себе в убыток нельзя, поэтому цены приходится повышать.

Получается, что можно частично заменить некоторые позиции, но серьезно перестраивать производство, наращивать его объемы сейчас, в условиях дефицита сырья и постоянно растущих на него цен, предприятиям нашего региона даже опасно. Ведь конкурировать с теми же производителями из Белоруссии, поставляющими более дешевые молочные продукты, или российскими заводами, наладившими производство недорогих «сметанок» или «молокосодержащих и сырных продуктов», практически невозможно. А значит, такой «шанс» для местного завода может стать шагом к разорению.
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter