В посёлке Пушной возрождают уникального зверя - кольского серебристо-голубого песца.
Его шкура с советских времён ценилась во всём мире за свою неповторимость. Такого густого, короткого меха нет у его собратьев из других стран и регионов. Потому что выводили породу северные звероводы в условиях суровых морозов. К «мягкому золоту» сегодня приценились Наталья Соловьёва и Константин Кабанец.
Разруха - первое, что бросается в глаза. Скелетами домиков заставлена вся округа, в небе кружит вороньё. В этих стройных рядах, бывших звероферм, не мудрено заблудиться - зверья держали до 35 тысяч голов.
Сотни, тысячи пустых клеток, на сколько хватает глаз. Лет 40 назад Пушной гремел на весь Советский Союз, а к 2000 годам предприятие практически развалилось. Животных нечем было кормить, почти все стадо пришлось пустить под нож.
В 90-е годы отрасль пришла в упадок. Сегодня в Пушном держат чуть меньше 10 тысяч песцов и лис. А после забойной кампании, которая состоялась на днях и вовсе остались лишь племенные зверьки - 1280 штук.
Александра Ильина хозяйка комплекса. Когда возглавила предприятие в 2009 году, животных оставалось меньше тысячи. Уникальную - кольскую - разновидность песца, едва удалось сохранить. Остальное сделала природа - зверь легко размножается в неволе, а качество меха гарантирует суровая заполярная зима.
Александра Ильина, генеральный директор агрокомплекса «Пушной»: «Чем ниже температура, тем лучше шкура у зверьков, она плотнее, у нее гуще подшерсток и разумеется качество при выделке и при носке увеличивается по сравнению с остальными».
Сегодня шкурки кольского песца товар штучный. Первичную обработку меха делают сами сотрудники агрокомплекса. 15 человек барабанят шкурки - пропускают через опилки, обезжиривая, растягивают на досках - сушат.
Вместо нескольких сотен человек сегодня на предприятии работают 15. Почти у всех, как например, у Раисы Утробиной, единственная запись в трудовой. В ценных мехах она разбирается лучше продавца в бутике, а сама шубу не носит.
Раиса Утробина, заведующая производством: «У меня песцовой шубы нет. Есть воротник. А есть норковая, но она сделана из хвостиков. Но я хочу сказать вам честно, два раза за всю жизнь надела и висит. Даже испортилась она, потому что некуда ходить».
Огненная лиса - самый ходовой и дорогой товар. Ее шкурка стоит от 5-6 тысяч. Песца отдают чуть дешевле, но ставку делают на уникальность породы. Её охотно берут Москва, Питер, в этом году партию отправляют на Кавказ. Интересуются песцом и соседи финны.
Александра Ильина, генеральный директор агрокомплекса «Пушной»: «Модельеры каждый раз смотрят по новому и дать какой-то конкретный прогноз, что в этом году - чернобурка, в этом - лиса, песец, вуаль или шэдоу нельзя, белая вуаль чем хороша ее можно красить в любой цвет».
Конкурировать в России кольским мехам практически не с кем. В советское время было 600 предприятий, сегодня на всю страну осталось 20. Теснит Европа и братская Белоруссия. Но в ближайшие годы предприятие в Пушном ожидает модернизация и увеличение поголовья зверьков, а лет через 10-15 можно будет говорить о серьёзной конкуренции.