К появлению в прошлом году дома № 37 по улице Ломоносова большинство горожан отнеслось с энтузиазмом.
Одни просто радовались за тех, кого переселяют из Зашейка. Другие не без зависти посматривали в сторону новостройки, понимая, что бесплатное жилье в наше время сродни выигранному лотерейному билету, что достается лишь счастливчикам.
Удивление пришло позже, когда по городу поползли слухи, что переселенные из бараков недовольны новыми квартирами. Почему? Мы решили это выяснить и в воскресенье отправились «на выселки» - в дом за «Солнышком».
Новоселы недовольны
То ли теплая солнечная погода способствовала хорошему впечатлению от нового двора, то ли любовь к новостройкам, но недавно возведенный дом отрицательных эмоций у нас не вызвал.
Более того, вычищенный двор, свободные территории для парковки, радостный желтый фасад новостройки в сочетании с первозданной природой и нарядными домами с «Рублевки» спровоцировали каверзную мысль: всем бы так жить! По сравнению с обшарпанными пятиэтажками с их укатанными в лед узкими дорожками новый дом с просторным двором показался сказкой!
Но первая же встреченная женщина, живущая в трехэтажке, расстроила, сказав, что жить здесь просто невыносимо. По понятным причинам наша собеседница отказалась называть свое имя, но не стала скрывать, что живет с семьей на первом этаже. Сразу после переезда все ее домочадцы стали мечтать о возвращении в Зашеек.
Раздражало все: из-за повышенной влажности дышать в помещении было очень трудно, проветривать квартиры зимой приходилось круглосуточно, но даже это не спасало.
Более того, из-за того, что окна однокамерные, стены покрылись плесенью. Оконные рамы стали обрастать ледяными корками и перестали закрываться, а откосы и подоконник начали мокнуть.
Проблемы, по словам женщины, начались и с половым покрытием - его «вспучило»; и с входными дверями - перестали закрываться. Неприемлемые для жизни условия усугубили отсутствие света во дворе, нерегулярная чистка снега на придомовой территории, протечки на крыше.
«Что должно произойти, чтоб Ваше разочарование новым жильем сменилось удовлетворением?» - этот вопрос мы задали собеседнице в надежде слегка сменить вектор беседы. Но в ответ услышали, что решение о продаже квартиры и возвращении в Зашеек окончательно и бесповоротно.
«А не сгущают ли краски те, кто намерен вернуться в Зашеек?» - подумали мы после общения с собственницей новой квартиры. В поисках ответа на этот вопрос прошли по первому подъезду и, обнаружив только трещину на крашеном бетонном полу, заглянули во второй.
Там, как и в первом, следов протечек кровли не обнаружили, каких-либо других явных следов недобросовестности строителей - также. Зато увидели на подоконнике жестяную банку с окурками. И торчащие из почтовых ящиков квитанции по квартплате. Журналистское любопытство заставило повнимательнее рассмотреть квитки.
Из них следовало, что за двухкомнатную квартиру в 49 с лишним квадратных метров на одного прописанного начисляется квартплата около трех тысяч рублей в месяц. При этом суммы к оплате - в два-три раза выше из- за предыдущих неплатежей.
В течение года дом - на гарантии
Еще одним человеком, с которым удалось поговорить, стала хозяйка квартиры, расположенной на 3 этаже. Обратиться к ней как к старшей по дому посоветовала первая собеседница. Комментарии второго человека оказались менее категоричными, но претензии были примерно теми же.
Правда, о сырости в доме говорилось в прошедшем времени. А вот о непонятно как устроенной вентиляции и не отвечающих погодным условиям однокамерных окнах - в настоящем.
Позже, обдумывая услышанное, мы все больше утверждались в мысли, что многие нарекания звучат потребительски. Например, претензии к очень простой - «малобюджетной» - отделке стен подъездов и квартир, отсутствию скамеек у подъездов, огромных кладовках и вообще неудобной планировке, удаленности дома от центра города.
Почему-то вспомнилось, что новоселам, в отличие от всех остальных жителей муниципалитета, вообще не придется платить за установленные в квартирах индивидуальные приборы учета воды и электроэнергии, за современные общедомовые приборы учета тепла, которые еще и регулируют температуру в доме.
Не мучают переехавших из Зашейка и некоторые другие городские проблемы, связанные, например, с территориальным планированием Полярных Зорь.
Вместе с тем многие претензии жильцов вполне оправданы. До сих пор недоумеваю: почему из огромной армии специалистов, среди которых были те, кто принимал решение о строительстве дома, кто проектировал здание, утверждал сметы расходов и, наконец, курировал строительство, никто не захотел оспорить решение, например, об установке не соответствующих климатическим условиям однокамерных оконных рам? Ведь тем, кто останется жить в новом доме, все равно придется менять окна!
Впрочем, у новоселов еще остается надежда, что сам застройщик устранит существенные строительные недостатки и просчеты, ведь в течение года после ввода в эксплуатацию дом находится у него на гарантии. И к тому же проверкой обоснованности стоимости одного квадратного метра нового жилья и качества выполненных строительных работ в настоящее время занимаются органы внутренних дел. А прокуратура держит этот вопрос на контроле.