В министерстве иностранных дел Норвегии считают, что два самых старых реактора Кольской АЭС должны быть закрыты по соображениям безопасности. Но эти сигналы не доходят до адресата. Директор КАЭС Александр Ионов заявляет, что вообще никогда не получал негативной информации от норвежских властей.
Как сообщил Александр Ионов в интервью норвежскому еженедельнику "Teknisk Ukeblad", в прошлом году он участвовал во встрече с представителями норвежского правительства, на которой он представил достижения Кольской АЭС в области безопасности. "Никаких контраргументов не выдвигалось, и я не думаю, что они слишком стеснялись высказать своё мнение. Я не получал никакой негативной информации от норвежских властей", - сказал Ионов.
"Teknisk Ukeblad" взял интервью у Анне-Кирсти Карлсен, заместителя директора департамента МИД по политике безопасности и вопросам Крайнего Севера. "С норвежской стороны у нас хороший диалог с российскими властями по ситуации с ядерной безопасностью на Кольском полуострове, в том числе по вопросу будущего Кольской АЭС. Для нас главной задачей стало добиться закрытия двух самых старых реакторов", - сказала она.
Два старых реактора Кольской АЭС принадлежат к типу ВВЭР/440-230, старейшей советской модели реакторов с водяным теплоносителем для АЭС. Как в Норвегии, так и в ЕС считают, что реакторы должны быть остановлены, поскольку их невозможно далее модифицировать в соответствие со стандартами безопасности. Реакторы, вступившие в строй в 1973 и 1974 годах, имеют проектный срок эксплуатации 30 лет, который в 2003 и 2004 годах был продлён на 15 лет.
На сайте Кольской АЭС сообщается об успешном сотрудничестве с норвежским Институтом энерготехники IFE на протяжении 17 лет. Благодаря технической помощи Норвегии на КАЭС внедрено более 50 проектов, которые, впрочем, в большинстве не связаны со старыми реакторами.
По информации КАЭС, в числе проектов, реализованных в сотрудничестве с IFE при финансировании со стороны МИД Норвегии, - «Система управления дизельгенераторами энергоблоков №№ 3 и 4»; «Телевизионный контроль гермообъема энергоблока № 3»; «Система контроля параметров активной зоны реактора энергоблока № 4 (SCORPIO)»; «Переносной газо-аэрозольный и йодный монитор». Кроме того, поставлено оборудование для виброконтроля и неразрушающего контроля, а также для мониторинга водно-химического режима.
На проекты по повышению безопасности Кольской АЭС Норвегия потратила 13,5 млн. долларов, пишет "Teknisk Ukeblad".
На этой неделе активисты экологической организации "Природа и молодёжь" организовали демонстрацию в центре Мурманска, в ходе которой "ядерные мутанты" информировали жителей города о том, что срок законной лицензии реактора №2 Кольской АЭС истекает 30 июля.
По данным исследования общественного мнения, проведённого компанией "Ромир", 85% населения Мурманской области негативно относится к продлению срока службы старых реакторов на Кольской АЭС.