По словам заместителя генерального директора концерна «Росэнергоатом», директора Кольской АЭС Василия Омельчука, несмотря на то, что установленная мощность станции составляет 1760МВт, реальная мощность, которую может выдать Кольская АЭС составляет1800 МВт. В советское время станция вырабатывала до 13 млрд киловатт часов электроэнергии, сегодня – менее 10 млрд киловатт часов.
«Мы можем вырабатывать значительно больше энергии, чем сейчас вырабатываем – в этом есть основная инвестиционная привлекательность нашего региона», – рассказал директор Кольской атомной станции на выставке СевТЭК в рамках V мурманской деловой недели.
Несколькими месяцами ранее заместитель губернатора Мурманской области
Евгений Никора объяснял необходимость продления реакторов Колькой АЭС дефицитом электроэнергии в регионе при выводе из эксплуатации старейших энергоблоков.
«В 2018 и в 2019 годах соответственно заканчиваются продленные сроки эксплуатации энергоблоков 1 и 2. Из-за отсутствия в энергосистеме региона резерва мощности, если выводить из эксплуатации 1 и 2 энергоблоки Кольской АЭС, с 2018 года Мурманская область могла бы столкнуться с дефицитом энергии, а я 2019 – регион стал бы энергозависимым.
Кроме того, дальнейшее промышленное развитие и реализация значимых инвестиционных проектов не представлялись бы возможными, не обеспечивался бы «потенциал» роста потребления», – заявлял он в мае 2016 года.
«Мы успешно работаем 43 с половиной года, и в наши планы входит продолжение работы всех 4-х энергоблоков до 60-летнего срока эксплуатации. Сейчас и мы, и наука видим в этом реальную возможность», – рассказал Омельчук.
«Беллона» крайне скептически относится к перепродлению срока службы стареющих реакторов Кольской атомной станции.
«Мы не видели ни одного независимого исследования о том, насколько эти проекты будут безопасными. Боюсь, что не во власти российских проверяющих заставить энергоблоки работать безопасно и без сбоев на продленных сроках. Я сильно сомневаюсь в том, что продление данных реакторов будет соответствовать международным стандартам безопасности», – считает эксперт международного Объединения «Беллона» Nils Bohmer.
По мнению эксперта «Беллоны» Андрея Золоткова, вера в безграничные возможности атомной энергетики – это что-то сродни религиозным убеждениям.
«Мы видим, на протяжении более 50 лет атомная промышленность учится быть очень-очень безопасной только на фактах аварий. Но ведь никто не знает, какие сюрпризы нас ждут впереди, например, когда появятся новые вызовы, связанные с продлением сроков эксплуатации или увеличением мощности атомных энергоблоков – будет достаточно одного факта чрезвычайного происшествия на старом-старом реакторе, работающем на повышенной мощности», – считает он.
На данный момент ситуация с энергоблоками Кольской АЭС выглядит следующим образом:
Ресурс энергоблока №1 с проектным сроком эксплуатации до 2003 года был продлен сначала на 15 лет – до 2018 года, в перспективе срок его работы будет продлен до 2033 года.
«Мы приступили к реализации проекта продления срока эксплуатации до 60 лет на блоке №1. Сейчас мы ведем строительно-монтажные работы. Окончание проекта планируется в 2018 году», – рассказал Омельчук.
Ресурс энергоблока №2 с проектным сроком эксплуатации до 2004 года был продлен сначала на 15 лет – до 2019 года, в перспективе он будет продлен до 2034 года.
«На блоке№2 мы в 2017 году приступаем к масштабной реализации этого инвестиционного проекта – соответствующее решение уже принято. Окончание реализации проекта запланировано на 2019 год», – говорит директор Кольской АЭС.
Ресурс энергоблоков №3 и №4 с проектными сроками эксплуатации до 2011 и 2014 года соответственно был продлен на 25 лет – до 2036 и 2039 годов соответственно с перспективой продления до 2041 и 2044 годов.
«По блокам №№3 и 4 у нас имеется лицензия на эксплуатацию до 55 лет, но в дальнейшем мы тоже будем работать над продлением их срока эксплуатации до 60 лет», – рассказал Омельчук.
По его словам уровень безопасности Кольской АЭС повышен в более чем 100 раз, что стоило сотни миллионов долларов, и сейчас уровень безопасности станции соответствует лучшим мировым образцам в атомной энергетике.
«Выполнили ряд инвестиционных проектов, которые позволили нам от проектной выработки в 12,7 млрд киловатт часов выйти на уровень выработки в 14,1 млрд киловатт часов электроэнергии», – рассказал он.
Председатель ЭПЦ «Беллона» Александр Никитин ранее говорил, что продление реакторов Кольской АЭС связано только с экономическими причинами: выполнение работ по продлению ресурса АЭС исчисляется несколькими миллионами евро, а строительство нового блока вместо того, который продлевается, стоит порядка пяти миллиардов евро. К этому стоит добавить затраты на вывод из эксплуатации – тоже, как минимум, миллиард.
«Риски, когда заставляешь оборудование работать в два раза дольше проектного срока, есть всегда. В ситуации, когда продлены все 4 энергоблока, а некоторые даже перепродлены – это реальные риски, в том числе и для энергобезопасности региона», – уверен Никитин.
Концерн «Роэнергоатом», по словам Омельчука, готов хоть сегодня инвестировать в создание замещающих мощностей Кольской АЭС-2, но при одном условии – должно быть обеспечено потребление электроэнергии, которая будет вырабатываться на новой станции.
А в этом и есть основная загвоздка.