Полистав областную периодику и заглянув на Интернет-порталы, главной темой которых стал политико-уголовный блокбастер «Арест Андраника Мусатяна», «Полярный вестник» напоминает об уголовном преследовании отца арестованного, выходит на крепкую историческую связь между Мусатянами и Гаджиево и вспоминает, что официальную политическую карьеру Мусатян-младший начинал в Полярном.
Миллион для двоих
Все началось с сообщения старшего помощника прокурора Мурманской области Эвелины Макаровой о возбуждении уголовного дела в отношении депутата Совета депутатов города Мурманск Андраника Мусатяна, подозреваемого в даче взятки.
Согласно материалам дела, 9 ноября 2010 года конкурсная комиссия по выборам главы администрации областного центра выдвинула две кандидатуры на пост сити-менеджера – Алексея Лыженкова и
Андрея Сысоева. Но, видимо, они не устраивали Андраника Мусатяна, в связи с чем он стал принимать меры к срыву предстоящего голосования. Осознав, что без поддержки членов Совета депутатов он не сможет помешать проведению выборов, подозреваемый передал двум депутатам взятки по 500 тысяч рублей за порчу бюллетеней, предназначенных для голосования.
И. о. руководителя отдела по расследованию особо важных дел СУ СКП РФ по Мурманской области
Вадим Зинатулин заявил:
– У нас есть большая группа очевидцев, свидетелей, техсредства, которые полностью изобличают этого человека. Дача взятки подтверждается оперативными материалами, в которых зафиксировано буквально все: от бесед и планирования, кому и сколько дать, до конкретики – за какие именно действия.
22 ноября 2010 года руководителем следственного управления СКП по Мурманской области было возбуждено уголовное дело в отношении Андраника Мусатяна по статье 291 часть 2. На следующий день депутата-бизнесмена поместили в изолятор временного содержания (ИВС) ЗАТО Североморск, а еще через сутки ему предъявили обвинение.
26 ноября заседание суда, на котором решался вопрос об избрании меры пресечения (оставить под стражей или освободить под залог. – Прим. авт.), началось с полуторачасовым опозданием из-за того, что народный избранник очень долго знакомился с материалами уголовного дела.
В интересах следствия факты, послужившие основанием для оставления арестанта под стражей не разглашались. Однако если верить неофициальной информации, одной из причин ареста депутата стало письмо экс-главы администрации Степана Тананыкина, в котором он выражает опасения за свою жизнь и безопасность семьи, если Мусатян окажется на свободе.
Суд принял решение оставить Андраника Мусатяна под стражей на время следствия, которое обычно занимает два месяца. Из североморского изолятора временного содержания он «переехал» в мурманский СИЗО № 1.
По заявлению представителей следственной группы, доказательной базы для уголовного преследования более чем достаточно. Статья обвинения предусматривает лишение свободы сроком до 8 лет.
Следующий тяжелый удар для задержанного пришелся на вторник, 30 ноября, когда депутаты Мурманского горсовета единогласно избрали главой Мурманска Алексея Веллера – давнего оппонента Андраника Мусатяна.
Пять месяцев назад
9 июля Следственный комитет по Мурманской области возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) в отношении Владимира Мусатяна, ныне депутата Совета депутатов ЗАТО Александровск. Следствием установлено, что он, в нарушение действующего законодательства, единолично, без проведения конкурса и без истребования необходимой документации, в ноябре 2005 года, будучи главой ЗАТО Скалистый заключил с ООО «Базис» договор на приобретение двух квартир. Однако фактически общество не являлось собственником данного жилья и не имело юридических оснований им распоряжаться.
О сути одного из договоров рассказал следователь по особо важным делам Следственного управления СКП по Мурманской области Станислав Радов:
– В 2006 году Мусатян-старший, используя свои служебные полномочия по расходованию субвенций, выделенных из федерального бюджета, вопреки интересам службы, без проведения обязательного в соответствии с федеральным законом конкурса заключил с коммерческой организацией договор на участие в долевом строительстве на сумму 21 миллион рублей, которые затем были перечислены этой организации. По договору администрация ЗАТО Скалистый еще в 1 полугодии 2007 года должна была получить для переселения граждан 12 квартир в жилом доме в Гатчинском районе Ленинградской области.
Заключение Мусатяном этого договора повлекло за собой возведение строений и перечисление бюджетных средств за выполнение строительно-монтажных работ организации, которая не в праве была их проводить, так как не имела ни прошедшего государственную экспертизу проекта строительства, ни разрешения на строительство, ни лицензии на проведение подобных работ. Часть квартир гражданам все же удалось получить через суд. А часть квартир администрация так и не получила до настоящего времени. В результате администрации ЗАТО Скалистый был причинен ущерб на сумму 17 миллионов рублей.
Вину в предъявленном обвинении Мусатян не признал. В настоящее время уголовное дело готовится для направления в прокуратуру Мурманской области.
Мусатяны: Гаджиево и Полярный
Владимир и Андраник Мусатяны – представители целой «властной династии». Владимир был главой ЗАТО Скалистый. В 2006 году Владимира Ашотовича от власти в военном гарнизоне отстранил суд – за выявленные нарушения при процедуре подсчета голосов на выборах. Для этого понадобились два года разбирательств и крайне жесткая позиция областной власти.
Андраник Мусатян возглавлял избирательную кампанию Владимира Черепова. После победы последнего на выборах главы ЗАТО Полярный в 2002 году 26-летний Мусатян стал сначала помощником, а после и заместителем главы по строительству и правовым вопросам, начальником отдела капитального строительства – и занимал эту должность до 2007 года.
Впрочем, интересы семьи Мусатянов распространялись не только на север, но и на юг области. Недавний глава Кандалакши Александр Вихорев, в свое время осужденный за взятку, тоже считался их протеже. По мнению многих, арест Вихорева был спланированной акцией в рамках выдавливания Мусатяна из властных структур. Но после «подопечного» Андраник сам ринулся в борьбу за пост главы Кандалакшского района. Правда тогда, в 2007 году, он занял второе место, уступив лишь убитой в декабре 2008 года Нине Варламовой. Затем стал баллотироваться в Мурманскую городскую думу... Чем все это закончилось, вы уже знаете