25 лет успешного сотрудничества России и Норвегии во многих экологических вопросах так и не привели к решению проблемы высоких выбросов диоксида серы Кольской ГМК (дочерняя компания ПАО «ГМК Норильский Никель»).
30 мая 2017 года в Осло прошло заседание Смешанной Российско-Норвежской комиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды.
«Уже 25 лет Россия и Норвегия развивают сотрудничество в области охраны окружающей среды, с того момента, как в 1992 году наши страны подписали соглашение», – цитирует официальный сайт Минприроды РФ Сергея Донского. – Природоохранное сотрудничество двух стран служит важным стабилизирующим фактором».
Стороны подвели итоги деятельности Рабочих групп за прошедшие три года и обсудили реализацию утвержденной в конце 2016 году в Москве Программы сотрудничества в области охраны окружающей среды. Россия и Норвегия учли возможные экологические угрозы при определении структуры деятельности Смешанной комиссии.
В рамках Программы приграничного сотрудничества между Мурманской областью и Губернией Финнмарк проводится работа в таких областях, как мониторинг атмосферного воздуха, совместное управление особо охраняемыми природными территориями, экологическое образование, взаимодействие по использованию водных ресурсов реки Паз.
Представители обеих стран создали Рабочую группу по морской среде, Рабочую группу в области мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды, Рабочую группу по вопросам контроля и снижения загрязнения, по сотрудничеству в области биоразнообразия, а также отдельным направлениям сотрудничества, таким как приграничное сотрудничество и охрана природного и культурного наследия.
Уровень выбросов SO2 неприемлемо большой
Большое внимание на встрече было уделено выбросам диоксида серы в приграничном районе.
Как рассказал «Беллоне» министр климата и окружающей среды Норвегии Видар Хельгесен (Vidar Helgesen), этот вопрос на встрече с Министром Природных ресурсов и Экологии России Сергеем Донским он поднимал дважды за последние полгода.
«Мы видим, что экологические власти хотят добиться изменений в поселке Никель. Однако прошло уже так много лет, а уровень выбросов, к сожалению, все еще слишком высокий. Очень хорошо, что в Заполярном был введен в эксплуатацию цех брикетирования.
Но что-то нужно делать и со старыми плавильными цехами в поселке Никель, поскольку уровень ежегодных выбросов SO2 с промплощадок в приграничной зоне до сих пор в пять раз превышает выбросы всей Норвегии. Это неприемлемо», – рассказал он «Беллоне», добавив, что доходы компании «Норильский Никель» в последние годы очень высокие. С такой прибылью давно можно было изменить ситуацию, было бы желание.
Усилия «Норильского Никеля» по улучшению экологической обстановки в Норильске не остались незамеченными норвежской стороной, но до сих пор остается непонятным, что и как будет модернизировано в Мурманской области.
«Представители «Кольской ГМК» представили свои планы по определенному улучшению ситуации в краткосрочной перспективе. Но даже если эти планы и будут реализованы, все равно выбросы диоксида серы останутся очень высокими», – объяснил Хельгесен «Беллоне».
На заседание комиссии был приглашен и мэр приграничного города Киркенес, глава норвежской коммуны Сёр-Варангер Руне Рафаэльсен (Rune Rafaelsen), который рассказал «Беллоне.Ру», что попросил Донского не позволять владельцам компании обогащаться за счет загрязнения Арктики.
«Вы были с визитом в поселке Никель в январе 2017 года, и сами все видели. Не позволяйте Потанину и Дерипаске зарабатывать миллиарды долларов на загрязнении Арктики. Они на этом заработали уже столько, что если бы хотели решить эту экологическую проблему, давно решили бы», – категорично заявил мэр Киркенеса, который уже выступал за внесение владельцев компании в санкционный список.
Рафаэльсен отметил, что между нашими странами наладилось плодотворное сотрудничество в области охраны окружающей среды. За прошедшие 25 лет было реализовано большое количество успешных проектов в разных сферах, кроме промышленных выбросов в приграничном районе.
«Выбросы диоксида серы со стороны России являются одной из самых больших экологических проблем Норвегии. Я – лидер коммуны Сёр-Варангер и отвечаю за людей, живущих в ней. Мы требуем прекратить загрязнение. Люди, живущие в Арктическом регионе, имеют право дышать чистым воздухом», – заявил Рафаэльсен на встрече.
Он рассказал, что Сергей Донской отнесся к его словам как к провокации: подобный тон не способствует созданию благожелательной атмосферы.
Министр климата и окружающей среды Норвегии Видар Хельгесен выразил надежду на то, что введение в России наилучших доступных технологий приведет к улучшению состояния окружающей среды на севере.
«Снижение выбросов является ответственностью российской стороны. Мы продолжим ставить этот вопрос на совместных встречах до тех пор, пока уровень выбросов не снизится до показателей, не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения в приграничной зоне», – рассказал он.
Глава норвежской коммуны Сёр-Варангер отметил, что «Кольская ГМК» пообещала снизить выбросы до 51 000 тонн к 2019 году. Напомним, что выбросы диоксида серы в 2016 году составили 119, 7 тысяч тонн.
«Обещания снизить выбросы диоксида серы до 51 000 тонн – это хорошо, но недостаточно, поскольку все равно это будет в два раза больше, чем выбросы всей Норвегии», – рассказал Рафаэльсен.
Российская сторона едва ли комментирует обсуждение данной проблемы. Официальная позиция Минприроды о том, как прошла встреча, была озвучена в пресс-релизе ведомства:
«Стороны обсудили вопрос о снижении выбросов от АО «Кольская ГМК». Норвежская сторона озвучила ожидания в отношении скорейшего внедрения мер по снижению выбросов от металлургического комбината в пгт Никеле (Мурманская обл.). В результате модернизации производства на площадке Никель запланировано снижение на 30% выбросов диоксида серы в течение 2017-2019 гг».
Представитель АО «Кольская ГМК» рассказал «Беллоне.Ру», что «встреча прошла конструктивно».