Прохождение отопительного сезона 2014/15 гг. стало центральной темой аппаратного совещания, проведенного главой Оленегорска Олегом Григорьевичем Самарским в минувший вторник. Были проанализированы заявки граждан в Единую дежурную диспетчерскую службу.
В первую неделю, когда в оленегорских домах было подключено отопление, обращений от населения практически не поступало. Способствовала тому и теплая погода: жители открывали в квартирах не только форточки и окна, но даже двери на балконы. После того, как столбик термометра резко опустился вниз, грянули первые морозы, сразу обрушился шквал заявок в ЕДДС.
Всплеск жалоб от жителей пришелся на период с 22 по 24 октября. С прошлой пятницы по понедельник городская администрация совместно с МУП «Оленегорские тепловые сети» и управляющими организациями занималась выяснением причин случившегося, чтобы впоследствии выработать меры.
— Люди привыкли к 26 - 27 градусам в квартирах, когда на улице тепло, — говорит
О. Самарский. — После похолодания ситуация изменилась. Система котельной — инерционная, мы резко «просели» по теплу. Начали нагонять температуру, при этом задействуя один котел, чтобы обеспечить экономию топлива и не «палить» угля в два раза больше на двух котлах — как мы это делаем зимой в лютые морозы. Часть угля находилась в пути. К настоящему моменту поставщик отгрузил 19 тысяч тонн. В результате этой «просадки» мы в течение нескольких дней оставались на одном котле, выдавая максимум в сложившихся обстоятельствах.
Естественно, в квартирах стало заметно холоднее, температура упала до 20 градусов и ниже. Посыпались заявки не только в ЕДДС, откуда незамедлительно информация по электронной почте дублировалась мне и руководителю МУП «ОТС», но и, минуя местные власти, губернатору. Зачастую на работников диспетчерской службы обрушивались гневные звонки. Не объясняли конкретно, где и какая проблема произошла, говорили просто: «Холодно», хамили, ругались, не сообщали номер телефона для обратной связи. Такие неконструктивные заявки, разумеется, не будут приниматься во внимание — мы не обладаем полной информацией и, соответственно, не можем принять меры.
Однако порядка 80% тех заявок, что были зарегистрированы ЕДДС, уже отработаны. Не все нарекания были связаны с температурным режимом: выходные параметры по теплу в этот период поддерживались в норме, существовали проблемы в тепловых узлах, где-то были разрегулированы стояки — издержки переходного периода, с которыми мы сталкиваемся каждый год. Были и любопытные случаи. По заявке в выходной день выезжала бригада: в одной из комнат 20 градусов, столько же в другой, а на кухне +18, при этом открыта форточка, потому что жильцы курят, в оконной раме — щель.
Пришли морозы, а хозяин квартиры оказался не готов к такому повороту событий. Многие заявки находятся в процессе выполнения. Например, обратился житель: семь лет в квартире холодно. Начинаем разбираться в проблеме. Все семь лет управляющая компания направляет слесарей, бригадира. Оказывается, сосед снизу вместо конвекторных батарей, которые рассчитаны на скоростной проход воды и быструю отдачу тепла, установил себе чугунные радиаторы, которые замедляют работу системы стояка во всем многоквартирном доме, и не желает их менять.
Мы готовы оказать содействие. Из-за одной квартиры не может страдать весь дом. Мы понимаем: жилфонд не новый. Каждое обращение, каждый вопрос нельзя оставлять без ответа. Все заявки нужно точечно отработать. Если возникают перебои в работе систем жизнеобеспечения или произошла коммунальная авария, следует обращаться в Единую дежурную диспетчерскую службу по телефону 57-360. Будут предприняты действия, чтобы вам помочь.
Проанализирована работа МУП «Оленегорские тепловые сети» за три года. Основные должники перед предприятием — население и прочие организации, в частности, те, что увели деньги из города ранее. Около 70 миллионов рублей не представляется возможным взыскать с должников. Львиная доля в «долговом пироге» — более 68% — приходится на жителей. При такой собираемости платежей предприятию крайне сложно вести хозяйственную деятельность. Динамика показывает, что за последние несколько лет при той же средней температуре потребление тепловой энергии снизилось — реально работают мероприятия по теплосбережению. Мы пересмотрели показатели, будем выходить в тарифный комитет, уже проводили ряд совещаний и впервые доказали, что МУП имеет выпадающие доходы — недополученные не по вине организации. Предоставлена субсидия на их возмещение.
Дебиторская задолженность равна кредиторской, предприятие работает «в ноль», оставаясь при этом добросовестным работодателем для более 270 оленегорцев. Мы могли поставить перед собой амбициозные цели: провести оптимизацию, сократить рабочие места, но учитывая уровень социальной напряженности, нехватку мест по рабочим профессиям, предприятие продолжает функционировать в тяжелейших условиях, обеспечивая город теплом и неся бремя социальной ответственности.
Надо понимать, что, если мы не платим за потребленный ресурс, сосед за нас этого не сделает. Деньги нужны на расчеты с поставщиками за топливо. Есть, конечно, и добросовестные плательщики, которые исправно и своевременно оплачивают коммунальные счета, но фактически каждый дом задолжал ресурсникам за тепло.
Руководству МУП «ОТС» необходимо подготовить два плана — предусмотреть два варианта развития событий: оптимистичный, если платежная дисциплина населения все-таки возрастет, и пессимистичный — при таких же огромных неплатежах оленегорцев, которым пенять придется только на себя.