06 июля 2009 в 09:12, Оленегорск
По нынешним кризисным временам достойно прожитые полгода - это уже достижение. Оленегорский ГОК, как, впрочем, и другие промышленные предприятия, на старте 2009 года брал в расчет не только оптимистические прогнозы. Ежемесячные планы производства не отличались стабильностью: порой они верстались на ходу, поскольку ситуация со сбытом концентрата могла измениться мгновенно. К счастью, в ряде случаев она маневрировала в удачную для комбината сторону. Так, майским опасениям не суждено было оправдаться. Не исключалась приостановка деятельности предприятия в последней декаде месяца (маячил сценарий ноября, когда ГОК остановился на 10 дней). К этому времени уже притормозил работу Оленегорский подземный рудник, комбинат расстался с 60 подземщиками. Положение было критическим, город замер в ожидании.
Когда в обозначенный день я позвонила в администрацию, чтобы уточнить параметры плохой новости, то неожиданно услышала: «У вас устаревшая информация! ГОК только что получил подтверждение заказанных Череповецким металлургическим комбинатом объемов, они нормативные, работа продолжается в обычном режиме!»
Что такое остановка горнообогатительного? Это не компьютер на время отключить, чтобы время спустя парой щелчков «мышкой» вернуть его к работе. Остановка и запуск такой махины, как ГОК, - риск и убытки. Управляющая компания «Северсталь-Ресурс» не допустила его сбоя - себе дороже вышло бы.
Сегодня мировые производственные мощности по железорудному сырью составляют 1 миллиард 700 миллионов тонн. Потребность рынка - 1 миллиард тонн, 700 миллионов - лишние. Какие-то мощности окажутся невостребованными, кто-то остановится. Как прокомментировал ситуацию хозяин «Северстали» Алексей Мордашов, «сейчас задача не в том, чтобы произвести больше, важно производить с наименьшей себестоимостью, чтобы удержаться на рынке».
- Выживет только тот, кто будет конкурентоспособным, кто предложит покупателю продукт хорошего качества по более низкой цене, то есть тот, у кого меньше издержки производства, - обозначил задачи горнодобывающих предприятий гендиректор «Северстали».
В Череповце есть программа «Сляб-200». Но, чтобы она была реализована, в «Карельском окатыше» должна быть программа «Окатыш-1000», а на «Олконе» - «Концентрат-800». Иными словами, необходимо добиться, чтобы затраты на производство тонны концентрата, включая инвестиционные издержки, составляли 800 рублей. В настоящее время комбинат поставляет череповецким металлургам концентрат по цене выше рыночной, который имеет высокую себестоимость.
- Сегодняшние условия требуют решительных действий, жесткой реструктуризации, глубокой реорганизации, проведения конкретных мер по повышению эффективности во всех компаниях сырьевого дивизиона и «Северстали» в целом, - это цитата из выступления Алексея Мордашова.
Нервное полугодие можно назвать временем ударного труда всего коллектива Оленегорского ГОКа. Люди проявляли терпеливость, понимание порой непопулярных мер. Так, на «Комсомолке», самом молодом руднике ГОКа, в мае заметно снизились объемы добычи, белазисты и экскаваторщики ощутимо потеряли в заработке, но трудились не менее ответственно. Сознательность пролетариата в самом замечательном смысле. А комбинат в целом продемонстрировал гибкость и, я бы сказала, тактическую находчивость. В другое, «мирное», время некоторые приемы такой тактики не заслуживали бы похвалы, да и сейчас она допустима как временная, вынужденная мера. Например, снижение вскрышных работ. Специалисты понимают, что значит в горном деле коэффициент вскрыши, с выполнением этого горняцкого правила лучше не грешить. Иначе можно закопать месторождение.
Комбинат вынужденно смирился и с приостановкой инвестиционных программ по разработке подземных рудников. И на имеющемся-то из-за высокой себестоимости снижены объемы. Конечно, кризис… И нечего, мол, рассуждать о том, что будет потом. Но все же замечу очевидное: если не развивать сырьевую базу сегодня, даже несмотря на кризис, а «доедать» запасы, скребя по сусекам, то будет упущено время, следовательно, и перспективы комбината. И не дай бог, чтобы после окончания кризиса получилось как в песне: хотел я выпить за победу, а пить пришлось за упокой.
Кстати, Мордашов, рассуждая о мерах снижения затрат, произнес такую фразу: «Но кроме инвестиционных проектов есть ведь организационные, которые не требуют дополнительных вложений, но дают эффект за счет более четкой организации производства. Об этом тоже не надо забывать».
Хочется верить, что управляющая компания «Северсталь-Ресурс» и «Северсталь» в целом не позволят Оленегорскому ГОКу впасть в производственную немощь после его 60-летия. Тем самым и свою будущую прибыль обеспечат. Ведь запасов руды в недрах еще много, только, как учил Михайло Ломоносов, «…необходимо больше в прииске тамошних подземных сокровищ трудиться».
Татьяна ПОПОВИЧ, Оленегорск
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter