Центральная аптека недавно отметила день рождения и разменяла четвертый десяток. На днях мы встретились с директором учреждения Светланой Владимировной Ивановой, проработавшей там почти все 30 лет. Она рассказала читателям «Заполярки», какое «побочное действие» оказывает на сотрудников работа в аптеке, что вызывает у работников со стажем чувство ностальгии, как обидеть фармацевта и многое другое.
— В декабре 1986-го года был подписан приказ об открытии аптеки, и в феврале 1987-го она уже начала работать. Изначально коллектив пришел из аптеки на Бардина. Почти половина всех нынешних сотрудников трудится у нас с первого дня, — объяснила Светлана Владимировна.
Об алхимических
лабораториях 20¬го века
— Что изменилось за эти годы?
— Раньше в аптеке готовили много лекарств по рецептам — порошки, микстуры, глазные капли, стерильные растворы, многие специалисты скучают по тому времени. Это был рутинный и кропотливый процесс. Если случалась эпидемия гриппа, мы тысячами закручивали порошки — этого не забудет никто. Но когда мы сидели и смешивали, скажем, мази в ступке, то вкладывали свои знания и свой труд в препарат. Здоровье и жизни людей тогда зависели от нашей работы. То, как быстро мы готовили лекарство и человек его получал, влияло на выздоровление.
— А теперь только продаете?
— Да. Появилось много новых лекарств, и аптечная технология теперь не востребована. Коллектив перепрофилировался: тот, кто готовил препараты, встал за прилавок. И люди теперь относятся по-другому к работникам аптеки, и мы уже чувствуем себя по-другому. Теперь стоишь за прилавком, отпускаешь лекарства, некоторые называют тебя продавцом. Это обидно, но виду не подаешь.
— Зрелым фармацевтам, наверное, сложно было привыкнуть к новым задачам. Да и теперь лекарств на рынке все больше, как за всем угнаться?
— Фармакологию все знают отлично. Ежемесячно сотрудники проходят техучебу, изучают новые препараты. Профессия обязывает хорошо ориентироваться в медикаментах. А еще иногда приходят люди с рецептом на несколько препаратов сразу, поэтому фармацевт должен знать и взаимодействие препаратов между собой.
О клиентах и взаимной заботе
— То есть, если я, скажем, застужу спину и не захочу идти к врачу, я могу просто спросить совета у фармацевта?
— В настоящее время не практикуется, чтобы фармацевты и провизоры назначали лечение, но долгие годы мы практически заменяли врачей. Человек шел к нам и знал, что ему помогут подобрать препарат. И теперь мы можем проконсультировать клиента во многих вопросах, но лечит все же врач.
— Получается, общаться приходится много. Тем более, повод для общения чаще невеселый. Не утомляет?
— Все наши сотрудники — хорошие психологи, это негласное условие в профессии. Да, бывает сложно с людьми, есть тяжелые покупатели со своими проблемами. Но всегда находится человек, который тебя поблагодарит. Иногда даже уже и не помнишь, что за проблема была — а довольный покупатель возвращается и говорит «спасибо, вы мне тогда посоветовали, и мне помогло».
— И к пожилым находите подход?
— Есть клиенты, которые все 30 лет ходят в нашу аптеку, и многие сотрудники тоже работают с открытия. А если люди знают специалиста, они к нему идут. И нам легче работать с теми, кого мы знаем. Клиенты нас не забывают, поддерживают; иногда даже приходят посоветоваться насчет приема лекарств, купленных в другом месте.
О забавном и не очень
— Бывали смешные случаи в работе? Например, человеку не помогает мазь, а потом оказывается, что он ее две недели подряд ел, вместо того, чтобы мазать больное место.
— Сейчас люди грамотные, в некоторых вопросах знают больше фармацевтов. Зато было другое: раньше в аптеке продавались стеклянные глаза — протезы. И школьники покупали их ради «прикола», как сказали бы сейчас. И когда очередная ватага мальчишек заходила в аптеку, фармацевт кричала кассиру: «Тамара, «глаза» не выбивай», имея в виду, конечно, «не пробивай чек».
Еще было несколько случаев, когда в ассистентской фармацевты готовили лекарства, увлекались и забывали о времени. А это процесс тихий. Тем временем мы снимали кассу, закрывали аптеку и уходили. И только увидев с улицы свет в окнах, понимали, что заперли коллегу внутри. Тогда приходилось звонить в «охрану», открывать аптеку и человека вызволять.
— И немного о наболевшем. Планируете перейти на круглосуточную работу? От коммерческих аптек этого ждать не приходится, а ночная аптека в городе нужна.
— Раньше мы были открыты круглосуточно, но сейчас не можем себе это позволить. Работать ночью очень затратно, а положение сейчас сложное, конкурентов много. Специалистов тоже не хватает, хотя мы их приглашаем и очень ждем. Если бы этот вопрос был решен, возможно, получилось бы. А пока мы сохраняем имеющийся кадровый состав и стараемся держать цены на уровне кошельков наших клиентов.