Крепкая десятка

31 августа 2015 в 14:44, Оленегорск
[День шахтера для Оленегорского подземного рудника в этом году юбилейный. Десять лет назад, в 2005-м году, в профессиональный праздник, была добыта и отгружена первая тонна подземной руды.

За эти годы на подземке сложился высокопрофессиональный коллектив. Многие молодые оленегорцы пришли сюда, не имея представления, что такое — работа под землей, быстро освоили современные самоходные машины, технологию работы. Часть коллектива составили ревдинцы. Это были уже подготовленные специалисты с опытом работы под землей. Многие приехали из Инты, где в те времена закрывались шахты. Но учиться им приходилось с нуля, так как технология добычи руды значительно отличается от добычи угля. Сегодня это крепкий коллектив, где каждый на сто процентов уверен в своем коллеге.

— Мы постоянно обучаем людей, повышаем их квалификацию. Если вспомнить первые годы, то тогда это были лишь начинающие машинисты, проходчики, взрывники, а сегодня это люди высочайшего класса, — рассказывает директор Оленегорского подземного рудника Владимир Добрусин, который пришел работать на рудник, когда тот был только в проекте на бумаге.

Действительно, есть чем гордиться. На сегодня оленегорская подземка вышла на самую низкую себестоимость одной тонны руды по России. А 2015-й станет рекордным: впервые за десять лет руднику поставлена задача добыть 1 миллион 900 тысяч тонн руды.

С начала работы рудника введена в эксплуатацию учебная шахта. Создана своя ремонтная база, оборудованная современными инструментами и станками. Под землей построен гараж, в котором для каждой машины есть своя ниша, также там построена большая эстакада, рассчитанная на 2-3 машины, и установлено оборудование для мытья машин. Также под землей находится расходный склад взрывчатых материалов.

Численность коллектива 189 человек.
Добыто с начала эксплуатации 13 млн. 800 тыс. тонн руды.
По плану на 2015-й год добыча 1 млн. 900 тыс. тонн руды.
Пройдено 40 километров подземных выработок.

Как в аптеке

Казалось бы, под землей женщине не место. Но и здесь прекрасный пол отвоевывает свою территорию. По признанию заведующей складом взрывчатых материалов Оксаны Кочетковой, работать под землей совсем не страшно.

— У меня есть знакомые не только женщины, но и мужчины, которые говорят, что не смогли бы работать под землей. Здесь, скорее, важен психологический настрой. А моя работа не слишком и отличается от того, чем я занималась раньше. С 2005-го года я на «Олконе». Пришла работать на центральный склад, потом на склад взрывчатых материалов только для горняков, а теперь на подземке, — делится Оксана.

По ее словам, смены пролетают незаметно, потому что нет ни одной свободной минуты. Сначала проверка взрывчатки, потом работа с заявками, кому, сколько и на какой участок она пойдет. А дальше — работа с документами, где все должно быть как в аптеке.
— Здесь не может быть «ни усушки, ни утруски». Хранение опасного материала обеспечивается по особым требованиям. Выдача и прием ведется с точностью до граммов. Приходно-расходные документы, составление установленной отчетности должны быть в идеальном порядке, никаких помарок, записей карандашом, — рассказывает завскладом. — Списать ошибку на плохое настроение или самочувствие не получится. Мы несем не только материальную, но и уголовную ответственность.

Наш телеграм канал
Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


Святая святых

Диспетчерская Оленегорского подземного рудника оснащена самыми современными системами контроля, управления главной вентиляционной калориферной установкой, датчиками обнаружения пожара в начальной стадии, работы распределительной подземной станции. Сюда стекается вся информация по работе рудника, статистические данные.

Диспетчер Александр Бабий обеспечивает оперативность и безопасность работы людей, содействует службам рудника в выполнении производственных задач. На диспетчера возложена огромная ответственность: в случае аварии именно он руководит действиями всех сотрудников до прибытия руководителя плана ликвидации аварии.

— Наши действия отрабатываются до автоматизма на регулярных тренировках, чтобы, не дай бог, в случае чего не было паники, неорганизованности. От первого звонка о происшествии до вывода последнего человека из-под земли диспетчер — важнейшее звено, — говорит Александр. Он прекрасно знает, что такое работа под землей. Много лет трудился на интинских угольных шахтах, после их закрытия, восемь лет назад, приехал в Оленегорск. Здесь начинал с ГРОЗа, потом стал горным мастером, теперь его рабочее место — диспетчерская.

По его словам, переезд дался непросто, но ни одной минуты он не пожалел о принятом решении.
— Конечно, бывают моменты, когда вспоминаю об Инте. Но здесь я нашел отличный коллектив, хороший город. Интинцы называют кольскую зиму «еврейской». Там морозы под сорок по месяцу стоят, а тут от силы неделю, да и не каждую зиму. А то, что лето прохладное, так есть отпуск, — улыбается Александр.

Горный мастер

Горный мастер Владислав Мезенцев работает на руднике с 2013-го года. Выбирая профессию, он без сомнений пошел по стопам отца, который всю жизнь в Ревде трудился на проходке.
— Мастер — это человек, от которого зависит организация работы смены. Ее начинаем планировать до того, как уходим в шахту: кто, где и чем будет заниматься на смене. Кроме того, необходимо контролировать не только решение текущих задач, но и насколько безопасно выполняются работы. Главное, чтобы все вернулись домой живые и здоровые, — рассказывает Владислав.

Он уверяет, что под землей авралов и спешки нет. Все смены проходят ровно и спокойно. В этом заслуга руководства: в грамотном планировании, умении отладить рабочий процесс так, чтобы не возникало никаких нештатных ситуаций. На смену люди приходят с хорошим настроением. Если у кого-то проблемы, выслушивают и поддерживают.

А все свободное время Владислав посвящает рыбалке и охоте. Причем на рыбалку ездит не только на реки и озера. В большом почете рыбалки на Белом море.

— Там ловим и треску, и камбалу, на реках сигов, окуней. Хороший улов очень поднимает настроение. Семья увлечение поддерживает: с большим аппетитом съедается рыбка вяленая, копченая. А уха из свежей рыбы — просто песня! — говорит Владислав. В отличие от общепринятых представлений, что рыбаки любят приврать про размеры пойманной рыбы, он утверждает, что особо крупных трофеев у него не было. Но, может быть, все впереди!
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter