Автомобильный бум в России привёл к тому, что машин стало не просто много, а очень много. Однако людей, которые видели бы в автомобиле не только средство передвижения, а своего рода предмет искусства, по-прежнему не такое большое количество. Ещё меньше тех, кто является поклонником относительно старых и совсем раритетных машин, и уж совсем мало автолюбителей, кто не только ездит на каком-нибудь древнем «Хорьхе», но и состоит при этом в автомобильном клубе.
До сего дня в Печенгском районе не было ни одного автомобильного клуба, который бы объединял людей, влюблённых в авто, сошедших с конвейера 30 лет назад и ранее. Однако время идёт вперёд и, кажется, скоро дело сдвинется с мёртвой точки. Порукой тому — автолюбитель со стажем Виталий Минаков, возглавляющий ГО, ЧС и ПБ администрации муниципального образования Печенгский район.
-Наш клуб станет называться «Никель-Ретромотор», – говорит Виталий Алексеевич, – мы будем являться филиалом «Российского клуба любителей старинных автомобилей и мотоциклов «Ретромотор», находящегося в Москве. Это очень известная и мощная общественная организация, основанная ещё в 1988 году. Она занимается не только восстановлением и сохранением старинных автомобилей, но и организовывает ретро-пробеги, ретро-парады, имеет свой музей. Остаётся сказать большое спасибо руководству клуба, которое пошло нам навстречу в деле появления в Печенгском районе его филиала. Думаю, до конца декабря все организационные вопросы будут решены.
-Почему именно филиал московского клуба, а не самостоятельная организация?
-Потому что так проще. Чтобы зарегистрировать самостоятельную организацию, нужно пройти столько инстанций, что может пропасть всякое желание этим заниматься.
-Сколько на сегодня уже есть желающих стать членом клуба?
-Не так давно прошло собрание, на котором присутствовали восемь человек.
-Вы думаете, в районе найдётся ещё много людей, которые относятся к автомобилям так же, как вы и ваши коллеги по увлечению?
-Я на это надеюсь. По моим данным, в районе зарегистрировано около 90 штук «двадцать первых» «Волг», есть и «Победы». Конечно, кто-то стесняется сегодня на них ездить, поэтому автомобили просто стоят в гаражах, а кто-то и ездил бы, да запчастей нет. Много ли из них любителей ретро-техники? Наверняка не один и не два, но вот сколько согласятся вступить в клуб — сказать не могу.
С другой стороны, это ведь очень интересно найти единомышленников, которые могут не только поделиться опытом, подсказать что-то в трудных ситуациях, но и помочь, например, с приобретением запчастей. Ещё одна важная задача нашего клуба — постараться убедить людей, что старый автомобиль — это не стыдно, показать им, что в руках у них не хлам, а эксклюзив в прямом смысле этого слова. Ведь с каждым годом старых машин остаётся всё меньше.
-Рассчитываете ли вы на помощь местных властей?
-Очень рассчитываем. Поселковая администрация уже обещала нам выделить помещение после оформления всех документов. Сначала, наверное, это будет комната, потом, если дело пойдёт, появится и своя ремонтная мастерская. У нас есть планы заниматься реставрацией и ремонтом не только старинных автомобилей, но и, помня прошлое Печенгского района, где шли жестокие бои в Великую Отечественную войну, военной техники — танков, бронетранспортёров и т. д. Но здесь многое зависит от того, как станут решаться вопросы с финансированием. Если найдутся богатые спонсоры, мы будем только рады. Впрочем, мы не откажемся от любой помощи, поскольку права зарабатывать деньги самостоятельно общественная организация не имеет.
-Ставите ли вы перед собой цель устраивать ретро-пробеги, парады ретро-машин, развивать международные контакты?
-Это очень важные вопросы. Да, всем этим мы будем обязательно заниматься. И одно из приоритетных направлений нашей деятельности заключается именно в развитии международных контактов. Это не случайно, учитывая, что в Норвегии существует горячий интерес к старинным автомобилям, там регулярно проводятся выставки и ретро-пробеги. Один из них, кстати, года полтора назад проходил по территории нашей страны, но, правда, в Печенгском районе норвежцы не задержались. Если же здесь будет клуб, ситуация, я уверен, изменится. У нас найдётся о чём поговорить и что показать друг другу.
-Виталий Алексеевич, судя по тому, что вы выступили инициатором создания «Ретромотора» в районе, вы тоже являетесь обладателем автомобиля если не раритетного, то уж наверняка в солидном возрасте…
-Да, у меня 280-й «Мерседес» 1978 года выпуска, а четыре года назад когда я состоял членом смоленского автомобильного клуба «Ретромотор», у меня вообще был «Опель Кадетт Адам» 1939 года, причём на ходу! Впрочем, удивить этим я там никого не мог, потому что у моих коллег по увлечению были и ещё более раритетные БМВ 40-х годов прошлого века, и мотоциклы тех времён.
-Надо полагать, вашему увлечению уже не один год...
-Я увлёкся автомобилями ещё в детстве, когда жил в Германии, в тогдашней ГДР. Вот где я научился ценить старинные автомобили! Покажи немцу такое авто, он уволится с работы, запрётся в гараже и не выйдет оттуда, пока не отреставрирует его…
К сожалению, сегодня время другое. Массовый спрос привёл к тому, что современные автомобили становятся всё более безликими, даже в сравнении с теми, что выпускались тридцать лет назад. Сейчас отличить одну марку от другой на дороге порой очень непросто. А возьмите ту же 21-ю «Волгу». Она узнаваема с любого ракурса. Поэтому я считаю неправильным, когда их выбрасывают на свалки или режут на металлолом; расцениваю это чуть не как преступление. Ведь это уже не средство передвижения, а настоящий раритет, который с годами будет только расти в цене.
А. Булыгин