Из Сирии в Европу через Мурманскую область. Поселок Никель стал для сирийских беженцев перевалочным пунктом. Едва ли не каждый день они пересекают границу. Едут в Норвегию в надежде получить политическое убежище и пособие.
Рады ли жители Никеля арабским гостям, как они ведут себя за Полярным кругом, кто успел обогатиться на сирийском трафике? Наши корреспонденты Наталья Алексеенко и Сергей Ломако отправились на российско-норвежскую границу по следам беженцев.
Это международный автомобильный пункт пропуска «Борисоглебск». Последняя точка Мурманской области, куда приезжают сирийцы. Отсюда они уже отправляются в новую жизнь по европейским стандартам. Буквально в двух сотнях метров отсюда находится королевство Норвегия.
По словам пограничников, в последнее время сирийцы здесь появляются регулярно. За месяц границу пересекли более двухсот граждан Сирии. Одни - на попутках, другие - на велосипедах. Это не запрещено. Некоторые признаются, что бегут в Норвегию искать политическое убежище, некоторые, видимо, не решаясь раскрыть истинные мотивы, говорят, что просто путешествуют.
Роман Тишкин, представитель контрольно-пропускного пункта «Борисоглебск»: «Бывают только мужчины, бывают семьи, бывают незнакомые друг с другом люди приезжают в общей группе. С детьми с маленькими? Бывают и с маленькими детьми».
Пограничники проверяют у сирийцев паспорта, также у них должны быть действующие российские визы. Несколько дней назад одного из иностранцев не пропустили через границу.
Роман Тишкин, представитель контрольно-пропускного пункта «Борисоглебск»: «У гражданина Сирии не было оснований для выезда, у него не было действительной российской визы».
Несмотря на такой наплыв беженцев, погранпункт «Борисоглебск» работает в штатном режиме. Пока мы дежурили на пункте пропуска, ни одного сирийца так и не встретили.
Отправляемся в Никель. Ведь далеко не все арабские гости едут из Мурманска прямиком в Норвегию. Многие останавливаются в поселке.
Это центральная площадь Никеля. Обычно здесь побольше народу. Правда, нынешняя погода к прогулке не очень располагает. Впрочем, все равно постараемся узнать у местных жителей, доводилось ли им встречать в поселке сирийцев.
Одни про нашествие беженцев в Никель читали только в газетах и слышали по телевизору. Другие - сами видели вживую. Третьим рассказывали родные.
Жители Никеля говорят - сирийцы, если и встречаются, то ведут себя тихо, спокойно, да и на улицах их практически не видно. Известно, что иностранцы останавливаются в местной гостинице «Северное сияние». Но в администрации отеля официально эту информацию не подтверждают.
В конце концов, нам удалось встретить сирийцев. Правда, не в Никеле, а за 100 километров до поселка на контрольно-пропускном пункте Титовка. Несколько мужчин приехали с мурманского вокзала. Особо о своих дальнейших планах не распространяются. Товарищи хоть и не агрессивно настроенные, но явно необщительные. Короткий перекур, проверка документов и дальше - к своей заветной цели - в Норвегию за лучшей жизнью.
Жителям Мурманской области, по всей видимости, переживать не стоит. Мурманск, да и Никель для сирийцев просто транзитные пункты, где они надолго не задерживаются. Да и что делать беженцам в Заполярье, когда их ждет гостеприимная страна фьердов и викингов.