19 ноября, как известно, для Кольской горно-металлургической компании (да, в общем-то, и для всего нашего района) является особой датой. В этот день 65 лет назад в плавильном цехе комбината «Печенганикель» на восстановленном после Великой Отечественной войны производстве была произведена первая выплавка файнштейна — стратегического сырья, из которого затем получается металл, чьим именем назван посёлок Никель.
Накануне этой даты мы встретились с начальником плавильного производства Вартаном Мазманяном, чтобы поговорить о том, с какими результатами подошёл плавцех к очередной юбилейной дате.
-Главное, что нам за последние годы удалось сохранить цех в работоспособном состоянии, – говорит Вартан Арташович. – Теперь уже понятно, что в ближайшие пять или десять лет плавильное производство будет развиваться здесь, в Печенгском районе. Исходя из этого мы и планируем свою деятельность. Так, например, в этом году построили новую галерею. В прошлом, как известно, произошёл неприятный инцидент с её частичным обрушением, поэтому было принято решение полностью демонтировать старую галерею и построить новую. Теперь вопрос закрыт на ближайшие сорок или пятьдесят лет.
Далее, в этом году мы закупили новый кран для участка обезвоживания шлака, вот в ноябре должны его, наконец, запустить в эксплуатацию. Кроме того, провели средний ремонт рудно-термической печи номер четыре с заменой торцов и шинопакетов, полностью демонтировали бывшую обогатительную фабрику, аглофабрику, сушильное отделение, сделали серьёзный капитальный ремонт на серно-кислотном производстве. А сейчас занимаемся демонтажем старой части цеха и шестой электропечи с одновременной подготовкой площадки для строительства новой печи. Старая часть цеха, кстати, никуда не исчезнет, мы её восстановим, до конца года там должны появиться новые разливочные поля. Деньги на эти цели выделяются исправно, подрядчики есть, думаю, управимся. Вообще я должен сказать, что за последние пять лет такой объём работ финансируется впервые, и это не может не радовать.
-Вы упомянули о строительстве новой печи. Нельзя ли эту тему осветить чуть подробнее?
-Дело в том, что сегодня до конца не решён вопрос о конкретных путях реконструкции плавильного производства. Это ведь проблема не только технологическая, но и экологическая.
Начиная с сентября, мы получаем брикеты с обогатительной фабрики в Заполярном, причём темп их поступления будет лишь возрастать. Если за весь октябрь мы проплавили тысячу тонн брикетов, то в ноябре такое же количество — за десять дней. Так что сегодня вопрос стоит ребром: как конкретно развивать производство, учитывая, что в дальнейшем будут преобладать брикеты, плюс к тому станет поступать в большем количестве импортное сырьё, с которым мы сейчас активно работаем. Пока есть два варианта. Один из них предполагает постройку нового цеха в Заполярном. Согласно другому мы будем развивать производство в Никеле: производить обжиг в печи кипящего слоя (КС), концентрированную серу утилизировать на серно-кислотном производстве, чтобы максимально уменьшить вредные выбросы в атмосферу, а дальше огарок плавить в рудно-термических печах, получая файнштейн. Какой вариант в результате победит, пока сказать сложно, главное — достичь результата. А он должен заключаться в увеличении производства. Это необходимо, чтобы и посёлок, и район, да и область в целом чувствовали себя уверенно. Пока все предпосылки к этому есть. Производство растёт уже сейчас. В прошлом году мы выпустили сорок четыре тысячи четыреста тонн никеля, в этом ожидаем от сорока семи до сорока восьми тысяч тонн, а в следующем планируем и того больше — шестьдесят тысяч тонн никеля. Это притом что, согласно анализу, который ведётся с тысяча девятьсот сорок шестого года, средний показатель составлял все эти десятилетия сорок две — сорок три тысячи тонн в год.
-Всё-таки непонятно, благодаря чему произойдёт такая резкая прибавка?
-Благодаря импортному сырью. Так, вот уже три месяца мы работаем на финском штейне от Boliden Harjavalta — очень хорошем малосернистом сырье, которое позволяет снизить вредные выбросы в атмосферу. Кроме того, ежемесячно мы перерабатываем две тысячи тонн бразильского штейна с завода Mineracao Serra da Fortaleza. А на следующий год планируется доставлять в Никель южно-африканский концентрат «накамати». Всё это приведёт не только к подъёму производства, а значит, и к увеличению заработной платы, но и к появлению дополнительных рабочих мест. По расчётам, в плавильном производстве численность персонала возрастёт более чем на сорок человек, а на участке обжига и окомкования — на двадцать. Цифры, сразу оговорюсь, приблизительные. Из этого видно, что ни о каком закрытии производства речи не идёт, скорее наоборот. Люди могут с уверенностью смотреть в завтрашний день.
-Раз уж вы заговорили о коллективе, тогда сразу задам вопрос: отток кадров прекратился или нет? И вообще, как сейчас складывается ситуация с персоналом?
-Если сравнивать с прошлыми годами, то совершенно очевидно, что ситуация с коллективом стабилизировалась. Сейчас уже такой текучести кадров нет. Более того, сегодня молодёжь идёт к нам охотнее, чем раньше, приезжают даже из других регионов. Вот недавно принимал на работу молодого человека с Урала, который имеет высшее образование. Он устроился работать плавильщиком. Это говорит о том, что заработная плата у нас достигла такого уровня, что она кажется привлекательной для специалистов из других регионов. Не исключено, что в ближайшем будущем даже придётся ограничивать приток рабочей силы извне, чтобы трудоустраивать местных работников. В последнее время, как только появляется одна или две вакансии, на неё сразу выстраивается очередь из желающих.
-Многие, знаю, сегодня жалуются на молодые кадры, мол, не хотят работать, а хотят получать деньги. Вы подтверждаете это?
-Вы знаете, когда два или три года назад ушло на пенсию сразу много опытных работников, мне пришлось принимать на работу молодых плавильщиков и конвертерщиков. Скажу не тая, у меня были опасения насчёт того, смогут ли они справиться со своими новыми обязанностями. Но вот время прошло, и сейчас уже можно сказать: они не только справились со всеми возложенными на них задачами, но и успешно продолжают осваивать свои профессии. Несмотря на сложные времена, всё-таки традиции передачи опыта, мастерства в нашем коллективе потеряны не были. Это очень важно.
-Вартан Арташович, возвращаясь к теме производства, нельзя не задать такой вопрос. Как скажется увеличение объёмов производства на экологической обстановке в Никеле?
-Незначительно. Почему? Потому что импортное сырьё, которое мы будем использовать всё больше, малосернистое. Благодаря этому обстоятельству негативные последствия будут нивелированы. В этом году, по нашим расчётам, выбросы в атмосферу вредных веществ в Никеле не превысят пятидесяти шести тысяч тонн. Это вполне укладывается в отведённые нам рамки. Должен сказать, за последние годы Кольская горно-металлургическая компания приложила немало усилий, чтобы улучшить экологическую обстановку в Никеле, что легко можно видеть на примере природы, окружающей комбинат. И мы постараемся сделать всё, чтобы минимизировать причиняемый вред ей и людям. Об этом уже неоднократно говорилось, но опять повторю: когда в посёлке возрастает загазованность, нам дано указание сразу же снижать нагрузку на оборудование, причём вплоть до полной остановки печей и конвертеров. Если я правильно помню, только в текущем году по этой причине оборудование простаивало в течение пятисот сорока часов. Так что экологическая работа, как видите, ведётся, экологические проекты будут постепенно воплощаться в жизнь.
-Ну и, наверное, один из последних вопросов касается ремонта здания АБК, в котором мы сейчас с вами находимся. Речь об этом шла давно, но только сейчас, кажется, дело сдвинулось с мёртвой точки.
-Да, речь об этом действительно шла давно, с тех пор, как только я сюда приехал. Но сначала было необходимо создать нормальные условия рядовым работникам. Для них были отремонтированы два этажа под душевые, появилась новая столовая. Ну, теперь вот дело дошло и до здания АБК. Как и везде, здесь будут отремонтированы полы, потолки, стены, на окнах появятся стеклопакеты, старые двери будут заменены на новые, так же поступим с электрооборудованием, вентиляцией. В течение двух или трёх месяцев всё должно преобразиться. Продолжая эту тему, могу сказать, что на следующий год в рамках корпоративной программы «Быт на производстве» мы, наконец, планируем завершить ремонт душевых теперь уже для всех работников. Я всегда говорил, что плавцех — это сердце Кольской компании, и здесь всё должно выглядеть прилично. Руководство КГМК полностью поддерживает эту идею, поэтому деньги нам выделяют на облагораживание плавильного производства немалые.
-Вот уже совсем скоро плавцех широко отметит шестьдесят пятую годовщину со дня первой плавки. Что вы хотите пожелать накануне этой даты своим работникам?
-Как я делаю это всегда, прежде всего от всей души желаю всем своим коллегам здоровья. В нашей тяжёлой профессии это главное. Конечно, также хочется пожелать терпения, успехов в личной жизни и труде и финансового благополучия. Человек должен иметь возможность хорошо зарабатывать, тем более на таком производстве, как наше. Ведь работник вкладывает в него не только свои силы, но и здоровье. Поэтому заработная плата у нас должна быть стабильно высокой. Так что с праздником, уважаемые работники плавильного производства и смежных переделов, уверенности каждому из вас завтрашнем дне! Уж чего-чего, а это чувство, мне кажется, теперь должно появиться у всех. Совершенно точно!