Из Никеля могли бы идти важнейшие поставки для революционных изменений в автостроении, говорит Фредерик Хауге, рулевой исторического проблега на электомобиле по Кольскому полуострову с BarentsObserverом.
В прошлом месяце «Тесла моторс» объявила о планах построить самый большой в мире завод сверхсовременных аккумуляторов. В 2017 году, когда он откроется, завод будет выпускать батареи в количестве, достаточном для оснащения 875000 автомобилей «Tesla Model S». И для этого требуется огромное количество никеля.
«Тот завод, что стоит здесь, в Никеле, может забыть о том, чтобы продавать металл на новый завод «Теслы», пока он остаётся в числе худших по загрязнению окружающей среды», – говорит Фредерик Хауге, председатель экологической организации «Беллона».
Хауге уже провёл первую встречу с представителями «Норильского никеля» в надежде наладить диалог между компанией, дающей 30% мирового производства никеля, и «Теслой» о возможном решении.
«Если ”Норильский никель” построит современную линию производства никеля с нулевыми выбросами, они могли бы с лёгкостью заполучить долю рынка поставок батарей для электромобилей”, – говорит он.
В перспективе удвоение мирового производства аккумуляторных батарей
«Тесла» не делает секрета из того, что намеревается трансформировать автомобильную промышленность из сектора, порождающего климатические сдвиги, в сектор, выпускающий автомобили с нулевым выбросом. Речь идёт не только о самих машинах, но и о производстве в целом. Новая «гигафабрика» батарей будет получать электроэнергию исключительно от солнечных и ветряных энергетических установок. Потребляя 30 ГВтч в год, фабрика будет выпускать больше аккумуляторных батарей, чем все остальные производители планеты вместе взятые.
«Минимизация “экологического следа” для компании типа “Теслы” означает, что все поставщики должны гарантированно иметь чистое производство. “Норильский никель” сегодня на другом конце этой шкалы», – говорит Фредерик Хауге, окидывая взором горно-металлургический комбинат в Никеле. Диоксид серы и пыль тяжёлых металлов, которые валят из труб и из изо всех щелей обветшалого завода, наносят серьёзный вред хрупкой природе северного российско-норвежского пограничья.
Первый арктический дальний рейс на электрической тяге
С Фредериком Хауге за рулём BarentsObserver в роли штурмана отправляется в 230-километровый рейс из Киркенеса в Мурманск. На просторы Кольского полуострова электромобиль выходит в подобный рейс впервые. И без подзарядки батарей, и при температуре минус 17 градусов «Tesla» ведёт себя как идеальное средство передвижения в условиях Арктике.
«Tesla Model S», 85 кВТ имеет запас хода 500 километров при хороших условиях в теплый летний день. Машину мы позаимствовали в Киркенесе у Финна Хельге Лунде, который всю зиму без проблем ездил на ней по заснеженным дорогам. Но как покажет себя «Tesla» на Кольском полуострове? Когда мы выехали, дисплей показывал запас хода 460 км.
В отличие от других электромобилей, «Tesla Model S» массой 2,1 т – полноразмерный семейный автомобиль на пять мест и вместительным багажником. На Борисоглебске, российском пограничном КПП, дисплей показывал запас хода 435 км. В таких поездках быстро приучаешься следить за показаниями. На дороге между Киркенесом и Мурманске нет пунктов подзарядки. Понимая, что мороз и подразбитая дорога съедят свою долю пробега, мы едем в спокойной манере.
Вести просто удовольствие
При таких температурах, как сегодня, единичный пробег «Tesla» сокращается на 15% относительно летнего, рассказывает Фредерик Хауге. В прошлом году у себя в Осло он был в числе первых заказчиков «Model S» в Европе. А вообще «Беллона» ездит на электромобилях с конца 80-х, когда появились первые облегчённые модели.
Вести эту машину без шума ДВС по горам Кольского полуострова, где дорога купается в низком зимнем солнце, – просто удовольствие. На российских дорогах не полихачишь, но машина отлично разгоняется до 100 км/ч, когда нужно обойти колонну неспешных военных грузовиков.
На «Tesla» все оборачивались и когда мы недолго стояли на границе, и когда мы заехали в Никель, и в придорожном кафе на Титовке, не говоря уже о Мурманске. Если давать машинам определение «секси», то этой оно как раз подходит. В отличие от Норвегии, где «Model’ей S» продано уже 5000, наш приезд стал самой первой демонстрацией этой машины на российском севере.
Правила меняются
«“Tesla” меняет правила игры в автомобильной промышленности. Поездка в Мурманск для «Беллоны» важна как элемент работы по поиску решений проблем загрязнения», – говорит Фредерик Хауге. На этой неделе «Беллона» празднует 20-летие своего мурманского офиса.
«Электромобили с большим запасом хода прекрасно подходят Мурманску. Машины, заряжаемые от гидро- или ветряных электростанций, – это будущее, в том числе и здесь на севере», – уверен Хауге. А Россия, напомним, – самый быстрорастущий автомобильный рынок в Европе.
В Мурманске дисплей показывал, что заряда батарей у нас осталось на 70 километров. У гостиницы «Парк Инн Полярные Зори» «Беллуна» организовала первое на всём российском севере стояночное место с розеткой для подзарядки электромобилей.