Госдума в пятницу приняла новый вариант закона о повышении транспортного налога. По сути, ничего не изменилось, и налоговое бремя может быть увеличено региональными властями. Базовую ставку формально оставили прежней, но дали возможность повышать ее не в 5 раз, как раньше, а в 10.
На заседании Госдумы в пятницу была принята новая редакция законопроекта об изменениях в Налоговый кодекс, предусматривающая возможность повышения транспортного налога. Прежняя редакция увеличивала базовые ставки транспортного налога в 2 раза. При этом регионы могли повышать ее в 5 раз и сокращать в 10 раз. Этот законопроект, принятый Госдумой неделю назад, вызвал возмущение и акции протеста во многих регионах России, включая Москву.
После этого президент Дмитрий Медведев высказался против законопроекта. К нему присоединились спикер Совета федерации Сергей Миронов и Борис Грызлов, вместе со своей фракцией «Единой России» как раз обеспечивший принятие закона в Госдуме. В итоге Совет федерации закон отклонил. Была назначена согласительная комиссия, в которую вошли представители СФ и Госдумы.
В итоге был принят «объездной» вариант того же законопроекта: базовые ставки, назначаемые в зависимости от количества лошадиных сил, остаются на прежнем уровне. Зато их верхняя планка может быть поднята уже не в 5 раз, как прежде, а в 10 раз. Таким образом, законодатели достигли того же результата – дали субъектам возможность облагать автовладельцев повышенным налогом, распределяя собранные деньги по своему усмотрению.
Голоса в пятничном голосовании распределились так же, как неделю назад: думская оппозиция – КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР, всего 131 человек – проголосовали против. 312 из 315 имеющихся в нижней палате единороссов проголосовали за. Выступая на обсуждении, «эсер» Антон Беляков заявил, что, по сути, документ совсем не изменился. Если регионы увеличат по максимуму ставку транспортного налога, то российскому пенсионеру за свою «шестерку» придется платить 5 тыс. руб. в год, а это размер его пенсии. Коммунист Сергей Шторгин назвал новый закон «тот же шарик, только вид сбоку».
Как пояснил «Газете.Ru» Антон Беляков, цель закона по-прежнему в том, чтобы максимально переложить все социальные последствия за новые налоги на региональные власти. «Главное – чтобы виноваты были субъекты, а не федеральный центр», – пояснил он.
Между тем в Новосибирске в пятницу открылось всероссийское совещание автовладельцев, на котором будут обсуждаться будущие акции протеста и меры защиты автомобилистов от инициатив власти. В частности, планируется создание всероссийского профсоюза автовладельцев.
Ранее руководители ряда регионов заявили, что вне зависимости от принятия законопроекта ставки налогов в их субъектах повышены не будут. В частности, от повышения транспортного налога в 2010 году отказались в Москве, Санкт-Петербурге и Красноярске. В то же время губернатор Пермского края Валерий Чиркунов выступает за увеличение ставок в регионе. Так, для автомобилей с мощностью до 100 л. с., по планам губернатора, ставка составит 25 рублей, от 150 до 200 л. с. – 50 рублей, для автомобилей от 100 до 150 л. с. – 30 рублей, от 200 до 250 л. с. – 58 рублей, свыше 250 л. с. – 58 рублей.
Новый вариант законопроекта предстоит утвердить Совету федерации и президенту России.