Загадки подземного царства

13 июля 2010 в 10:25, Мурманская область
Под землей тебя окружает поистине сказочный мир! Посреди заброшенной штольни висит целая «занавеска», казалось бы, из льда. Но нет, это известняк. Встречаются и сталагмиты - это «сосулька наоборот», которая растет из земли. Есть здесь целые причудливые изваяния из них. Исследователь подкрепляет свой рассказ снимками.

Почти десять лет наш земляк - геофизик и велопутешественник Владислав Васильев - изучает различные подземные объекты Кольского полуострова. Колесит по проселочным дорогам, болотистой тундре или каменистым тропам Хибин, отыскивая заброшенные рудники, шахты, подземелья Второй мировой войны, пещеры в скалах.

- Эта тема мало изучена, поскольку целенаправленной работы по исследованию подземных загадок нашего края не проводится, - такие выводы Васильев сделал еще в первые годы поиска. Он тщательно изучал карты, где скрещенными молоточками обозначены рудники. Обнаружил уже во время поездок, что рельеф местности часто не совпадает с картой, а большинства подземных сооружений на ней просто нет. Засел и за изучение исторических источников. Поисковики, краеведы, местные жители рассказывали о большом количестве заполярных пещер. В итоге Владислав Васильев насчитал их около восьмидесяти.

- Первое описание северных пещер сделал в 1496 году дьяк Григорий Истома: «Святой Нос есть огромная скала, вдающаяся в море, под нею видна водоворотная пещера, которая каждые шесть часов поглощает воду и с большим шумом обратно изрыгает назад эту пучину. Одни говорили, что это середина моря, другие - что это Харибда. Сила этой пучины так велика, что она притягивает корабли и другие предметы, находящиеся поблизости, крутит их и поглощает», - продолжил рассказ Владислав Валентинович. - Напомню об известных исполинских каменных котлах на острове Сосновец. Их в 1840 году обнаружила экспедиция Российской академии наук под руководством Карла Бэра. Как появились эти узкогорлые цилиндрические пустоты? Во время отлива ученые смогли разобраться, что галька и щебень из прибрежных скал в «соавторстве» с прибоем вытачивали небольшие полости. Затем галечный материал, совершив круговые движения, истирал породу и углублял цилиндр.

На свинцово-серебряных рудниках острова Медвежий добыча велась в XVI-XVIII веках. До нашего времени сохранились остатки восемнадцати шахт.
- Многочисленные походы по самым отдаленным уголкам области наверняка позволили хотя бы прикоснуться к тайнам заполярных пещер?

- Об открытиях говорить пока рано, - возразил Васильев.- Но встречается немало любопытного. Я побывал в заброшенных шахтах вблизи Кировска. Там особенно много рудоспусков, тоннелей, есть даже горизонтальная штольня. Немало пещер и пустот, образованных природой, в Хибинах. Горный массив, как мы знаем, часто испещрен трещинами и разломами. Несколько лет назад на юго-западном отроге самой высокой горы Кольского полуострова Юдычвумчорр нашел сквозной канал длиной около четырех метров. Тайна его еще не разгадана. Запомнились бериллиевое месторождение близ озера Большой Лапоть, где колодец шахты достигает 10 метров, а также отработанные рудники для добычи редкоземельных металлов под Ревдой.

В восточной части Сейдозера еще в 1922 году экспедиция Александра Барченко обнаружила «таинственный лаз», загадку которого тщетно пытаются разгадать до сих пор. В саамской мифологии фигурируют подземные жители северной земли - маленькие человечки чахкли. Финские сказки еще более конкретны. Они указывают точный адрес Санта-Клауса. Финский Дед Мороз живет в пещере на склоне сопки Корватунтури.

Наш телеграм канал
Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


Многие исследователи проявляют интерес к Неблогорскому уже отработанному руднику под Кандалакшей. Неблагора известна еще катастрофой дирижабля в 1938 году. Теперь о том трагическом событии напоминает памятный знак на вершине горы. Сам поселок, стертый с географической карты, сегодня разрушен до такой степени, что, по словам поисковиков, напоминает натуру фильма Андрея Тарковского «Сталкер». В годы промышленного освоения слюды здесь был построен большой рудник со многими откаточными штольнями. Васильев побывал там в прошлом году.

- Рудник, конечно, требует дальнейшего исследования, - пояснил мой собеседник. - Правда, там есть участки, где без альпинистского снаряжения и соответствующих навыков не обойтись.

- Все же ваши экстремальные путешествия по северным подземельям сопровождаются немалой долей риска? - не удержалась я от вопроса.
- Реальная опасность, безусловно, существует, - согласился Владислав Валентинович. - Необходимо строго соблюдать меры предосторожности. Мне интересно, что находится под землей.

К слову, Владислав Васильев работает начальником отряда обработки метода преломленных волн и геотехнологий Морской арктической геологоразведочной экспедиции.
- Совсем недавно ездил в Териберку. Узнал о пещерах, возможно, природного происхождения. Одну из них нашел быстро, вблизи поселка, - он показал снимки пустот в скальном массиве. - Другие находятся в тундре.

Найденные объекты исследователь скрупулезно квалифицирует и паспортизирует. За десятилетие у Васильева сложилась своя система поиска: это отработанные рудники, оставшиеся после освоения заполярных месторождений, подземные объекты времен Второй мировой и артефакты, возможные следы древних цивилизаций. Большинство же маршрутов пытливого путешественника посвящены изучению подземелий периода Великой Отечественной, которых немало как в Мурманске, так и самых отдаленных уголках Кольского края.
- Особое впечатление произвела бывшая военно-морская база в Лиинахамари, - вспоминает исследователь. - Это подземный завод и госпиталь, береговой торпедный комплекс, подскальные казематы и ходы сообщения. На хребте Муста-Тунтури - выдолбленные в скалах сооружения немецких горных егерей. Нашел подземелья военных лет у реки Западная Лица. В Мурманске облазил почти все подземелья, создававшиеся в свое время в целях гражданской обороны.

Лето Васильев проводит, как правило, в седле велосипеда. О своих будущих маршрутах говорит конкретно:
- Хочется обследовать слюдяные рудники в Ковдорском районе. Краеведческий интерес вызывают также разработки на севере Карелии - в Тэдино и Чупе. Сегодня эти рудники уже заброшены, а ведь в них добывали слюду еще при Иване Грозном

http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201007102581
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter