Первый полет человека в космос 1961 году являлся невероятно опасным экспериментом. Сама возможность выживания человека на орбите и сохранения им разума в то время были под вопросом.
В попытке уменьшить возможные риски разработчики стремились к тому, чтобы максимально автоматизировать все процессы. В случае, если Юрию Гагарину стало бы плохо в полете или бы он сошел с ума, у команды на Земле оставалась возможность посадить космический корабль.
Именно поэтому Гагарина по сути лишили доступа к пульту управления «Востоком». Главная его задача заключалась в том, чтобы поддерживать связь с центром и передавать информацию о собственном состоянии.
Но, конечно же оставить летчика в абсолютно беспомощном состоянии его коллеги не могли. Случись что с автоматикой, Юрий Алексеевич должен был иметь возможность переключиться на ручное управление.
Однако комиссия по подготовке запуска разработала довольно сложную процедуру включения тумблеров. Предполагалось, что справиться с ней Гагарин сможет лишь в том случае, если будет сохранять абсолютно трезвый рассудок.
Пульт управления снабдили специальным кодовым замком, шифр от которого написали на листочке и поместили в конверт. Сам же конверт не просто отдали в руки космонавту — его приклеили к внутренней обшивке корабля.
Правда ходят слухи, что Юрию Гагарину не пришлось бы искать конверт, случись что с автоматикой. Шифр ему сказали еще до полета, трехзначная комбинация была совсем простой: «125».
Ранее мы
объяснили, почему советские космонавты перестали писать завещания после гибели Гагарина.
А также
рассказали о секретном эпизоде первого космического полета, который в СССР тщательно скрывали.