В День памяти и скорби 22 июня в Мурманской области стартовала очередная "вахта памяти". Основные события проходили на северо-западе Кольского полуострова. Благодарные потомки предали земле недавно найденные останки погибших героев Великой Отечественной войны. На братских могилах открыли новые мемориальные доски с именами бойцов, чьи данные удалось установить поисковикам. Карту Берлина весны 1945 года Виктор Трофимович Корхов разложил над братской могилой. У Титовки покоятся останки 2 тысяч советских солдат, которым не довелось оценить плоды немецкой педантичности. Перед Победой командир взвода разведки Корхов использовал трофей, громя врага у самого Рейхстага. В Заполярье не воевал, но уже 37 лет отставной полковник живет в Никеле. К мемориалу у Титовки прибыл раньше мурманских ветеранов, поисковиков, и молодежи. Их группа задержалась в дороге. Пришлось подождать, но вышло, что так, даже лучше. Выдалась минутка пообщаться с пограничниками. Рассказать, кого и что ценили на войне, и как погибали, за несколько дней до Победы.
Заместитель начальника отделения "Титовка" ПУ ФСБ России по Мурманской области Константин Крюков сказал: "Не приходилось до этого из первых уст такую информацию слышать. В книгах одно написано, а живое общение, слова живые - это интересно".
Рядом с титовским захоронением воспитанники Ковдорского политехнического колледжа разбили палаточный лагерь. Неделю юноши и девушки, не избалованные судьбой, наводили порядок.
После приезда мурманчан, провели короткий митинг. Руководитель регионального поискового движения Михаил Орешета рассказал о боях в Титовки. Невыполнимый приказ осенью 1941 года исполнили пограничники. На обелиске братской могилы появились имена еще 39 человек, павших в те дни. Тех, чьи данные поисковикам удалось восстановить. От Титовки направились в Никель. У мемориала, прошла церемония перезахоронения воинов, чьи останки обнаружили недалеко от поселка. Ордена и документы сделали могилу именной. Парад военных открыл на Кольской земле очередную вахту памяти. Галина Васильевна Мыцык приехала в Никель из Кандалакши, чтобы впервые побывать на могиле отца, которого никогда не видела. Он погиб, в боях за Северную Норвегию. В 1951 году, в начале холодной войны, советское правительство воспрепятствовало перезахоронению павших соотечественников на юге Норвегии. Так появилась эта братская могила, и сейчас, стараниями поисковиков, родственники узнают, где покоятся их предки.
Галина Васильевна Мыцык говорит: "У меня все в душе колышется. Успокоить не могу".
Только в этом году тысяча заброшенных могил обретет имена. А для ветеранов, даже 22 июня святой день. Потому, что победили, знают, кого за это благодарить и имеют возможность делиться великим опытом своей юности.
Алексей Елкин