Российские нефтегазовые монополисты заявляют о готовности самостоятельно добывать углеводороды в Арктике, умалчивая о требовании многомиллионных льгот от государства. За грандиозные планы на Арктику заплатят рядовые россияне.
Министерство природы и экологии России рассчитывает, что Государственная Дума одобрит во втором и третьем чтении поправки в законодательство, направленные на создание особых налоговых условий для проектов по освоению шельфовых месторождений.
По общим оценкам, дополнительная сумма оценивается примерно в 20 миллиардов долларов в год. Предполагается, что данные меры будут стимулировать приток инвестиций в разработку трудноизвлекаемых северных месторождений.
На саммите G20, завершившемся на прошлой неделе в Санкт-Петербурге, президент России Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов, попытался объяснить и, в какой-то степени, оправдать необходимость предоставления столь коллосальных льгот.
«Понимаете, это очень инвестиционноёмкие проекты на самом деле с неизвестным конечным результатом, потому что нужно провести ещё геологоразведку, потом предварительные работы и так далее. Даже на первом этапе, имея в виду, что эти работы должны вестись в труднодоступных регионах с самыми современными технологиями, часто на большом удалении от берега и на больших глубинах, – всё это делает проекты очень дорогостоящими.
И, конечно, без поддержки государства хотя бы на начальном этапе в виде льгот там не обойтись, иначе просто проект не будет реализован», - цитирует Путина официальный сайт президента Kremlin.ru.
Другими словами, президент фактически признал инвестирование крупных сумм в проекты с неизвестным конечным результатом.
Кроме того, по словам заместителя министра природных ресурсов и экологии Дениса Храмова, общий объем государственного финансирования геологоразведочных работ на Арктическом шельфе на период до 2030 года составит 22 миллиарда рублей.
В целом, по оценкам экспертов, только на геологоразведочное обеспечение освоения Арктического шельфа на период до 2030 года потребуется около 3, 5 триллиона рублей. Судовое обеспечение здесь обойдется в сумму порядка 6, 5 триллионов.
Храмов уточнил, что «на один государственный рубль обычно приходится 7-8 рублей, вложенных бизнесом», и если за счет госсредств финансируется начальный объем работ на шельфе и на суше, то компании-недропользователи оплачивают дальнейший цикл», - цитирует замминистра Oil.ru.
Обещания «Газпрома»
Взамен на льготы и возможность не вкладываться в геологоразведку (хотя бы на начальном этапе) «Газпром» заявляет о «самостоятельной» разработке Арктического шельфа.
Речь идет о Приразломном нефтяном месторождении в Печорском море и Киринском газоконденсатном в Охотском море, добыча с которых должна начаться до конца 2013 года.
«Освоение Приразломного месторождения станет первым в истории проектом по добыче углеводородов на шельфе российской Арктики», - заявил заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Валерий Голубев на 11-й Международной выставке и конференции по освоению ресурсов нефти и газа российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ (RAO/CIS Offshore 2013).
Напомним, что экологическая составляющая, как самого проекта, так и одноименной буровой платформы не выдерживает никакой критики.
«Газпром» также планирует сформировать на континентальном шельфе «крупный центр добычи углеводородов, который в перспективе станет одним из основных в России», - рассказал Голубев, не объяснив каковы будут задачи центра, и кто будет в него входить.
Мурманское vs Штокмановское
Говоря о Штокмановском проекте Голубев объяснил, что современные рыночные цены на голубое топливо не позволяют реализовать проект, несмотря на готовность компании.
«Мы готовы принять решение по данному проекту уже сегодня, однако мировая конъюнктура это не требует. Имеющиеся месторождения обеспечивают выполнение наших контрактов», - сказал он.
Внимание резко стало переключаться со Штокмановского на Мурманское газовое месторождение, находящееся на шельфе Баренцева моря в 200 км от побережья Кольского полуострова. Запасы газа на этом участке оцениваются экспертами в 120 миллиардов кубометров, что позволяет отнести месторождение к крупным.
На сегодня не представляется возможным дать более точные оценки проекта освоения Мурманского месторождения, но его уже поторопились сравнить с норвежским O’rmen Lange, на котором успешно используются подводные технологии добычи и транспортировки газа.
Однако Мурманское месторождение существенно уступает норвежскому по запасам месторождения (запасы O’rmen Lange составляют 375 миллиардов кубометров), глубинам моря, количеству скважин, уровням добычи, длине трубопроводов и размерам инвестиций.