Сложная ситуация в топливно-энергетическом комплексе региона отчасти вызвана деятельностью предыдущего руководства области. Такое заявление сделал на очередном заседании Мурманской областной думы министр экономического развития области Юрий Ефремов.
Собственно, министра пригласили в думу для того, чтобы он прочитал доклад о прогнозе социально-экономического развития области на 2010 год и на период 2011-2012 гг. Сам доклад, который, как водится, был насыщен всевозможными цифрами и выкладками, особенного интереса у депутатов не вызвал. К подобным документам здесь относятся с изрядной долей скепсиса. Ведь, к примеру, ни в одном прогнозе развития области на 2008 год аналитики не смогли предвидеть экономического кризиса.
Зато думцы в полной мере воспользовались возможностью позадавать министру экономического развития так называемые «дополнительные» вопросы. В том числе был задан вопрос и на теплоэнергетическую тему.
Как известно, одной из главных проблем для наших энергетиков является разница между рыночной ценой на мазут и той, что забита в тариф. Цены на топливо на рынке постоянно колеблются, но на протяжении нескольких последних лет они всегда были значительно выше, чем те, что значились в тарифах теплоэнергетических предприятий. К примеру, в тарифе тонна мазута «стоит» 5 тысяч рублей, а ее фактическая стоимость на рынке – 10 тысяч и выше. Из-за этого дисбаланса убытки наших теплоэнергетических предприятий составили, по словам министра, к настоящему времени порядка 4,9 миллиарда рублей.
По идее государство должно компенсировать энергетикам эту разницу: ведь именно госорганы (комитет по тарифному регулированию) устанавливали экономически необоснованные тарифы. И государство компенсировало, правда, далеко не в полном объеме. А вот теперь выяснилось почему. По словам Юрия Ефремова, сложности с получением денег связаны в том числе и с недостатками в работе предыдущей администрации. Оказывается, Мурманская область начиная с 2007 года по данному вопросу в Федеральную службу по тарифам РФ (ФСТ) не обращалась.
Дело в следующем: в 2007 году бюджет региона был профицитным. И этот профицит был потрачен на самые различные цели. Но только не на выравнивание той самой разницы. Соответственно, у ФСТ появились вопросы: почему государство должно направлять деньги в регион для поддержки топливно-энергетических предприятий, если сам регион на такую поддержку имеющиеся у него дополнительные средства тратить не желает?