Несмотря на то, что лучший контролер - своя совесть, мы каждый раз надеемся либо с ней не встречаться, либо пытаемся отделаться мелким штрафом без квитанции. Однако в случае с бывшим руководителем аппарата областного правительства Сергеем Гущиным получилось с точностью до наоборот. Высокопоставленного чиновника достала и собственная совесть, и официальные контролеры. Аудиторы Контрольно-счетной палаты Мурманской области не только дважды в течение полутора лет проверили ведомство господина Гущина, но и заставили его из собственной зарплаты вернуть в региональный бюджет неэффективно произведенные расходы.
На острие атаки
Вообще в истории с проверками чиновников аппарата правительства есть много странностей. Начнем с того, что Контрольно-счетная палата (КСП) ни разу за время своего существования не проверяла аппарат на исполнение закона о «Государственной службе».
Еще в бытность губернатора Юрия Евдокимова подобный аудит и представить себе было невозможно. Причин тому несколько. Проверка раскрывает не только полную заработную плату чиновников, их оклад, надбавки, затраты на отпуск и командировочные расходы, но и дает возможность прямо или косвенно оценить эффективность их деятельности. Вся эта информация до марта 2009 года была в регионе за семью печатями. Областное правительство ни за какие коврижки не открыло бы своей главной тайны - зарплаты.
Немаловажно, что и депутатов Мурманской областной думы, и подконтрольную народным избранникам КСП эта ситуация устраивала. По крайней мере, все делали вид, что с законом о государственной службе в Мурманской области все в полном порядке.
В марте 2009 года на пост губернатора региона был назначен
Дмитрий Дмитриенко. Глава области приступил к формированию правительства, последовали первые кадровые назначения. И вот неожиданность. В октябре 2009 года в аппарат областного правительства приходят аудиторы КСП. Мол, сейчас мы проверим, как у нового губернатора обстоят дела с государственной службой, все ли в порядке, все ли постановления соблюдаются, все ли нормы работают. И еще один факт. Изначально этой проверки не было в годовом плане контрольного органа. Значит, внеплановой ее сделали депутаты областной думы. Проще говоря, именно они предложили аудиторам тщательно изучить и выявить имеющиеся недостатки.
Не будем сейчас вдаваться в политическую составляющую данного шага. Факт остается фактом.
Сергей Агарков направил подчиненных в аппарат правительства, которым на тот момент руководил Сергей Гущин. Момент для атаки был выбран правильно.
Закон на пол-литра
Нельзя сказать, что аудиторы «накопали» в аппарате областного правительства нечто ужасное. Основные претензии сводились к тому, что руководитель ведомства господин Гущин принимал на работу чиновников, предварительно не изучив законы Мурманской области «О государственной гражданской службе» и «О государственных должностях Мурманской области». Даже названия двух этих документов похожи, что уж говорить о том, что писались они чиновниками предыдущего призыва исключительно под себя, но принимались депутатами почти без всяких поправок. И как говаривал старый слесарь дядя Вася, «без пол-литры в них не разобраться». Впрочем, последнее замечание не снимает вины с господина Гущина.
Аудиторы обнаружили, что руководитель аппарата несколько дней незаконно занимал свою должность. Вот как записано об том в акте:
«Договор о замещении государственной должности Мурманской области подписан сторонами 28 апреля 2009 года, дата начала исполнения должностных обязанностей по договору - 28 апреля 2009 года, в то же время один из правовых актов, указанный в договоре как основание для его заключения, издан позже подписания самого договора: распоряжение Губернатора Мурманской области от 4 мая 2009 года № 131-лс.
Таким образом, фактическое заключение договора и принятие Гущиным С. В. на себя обязанностей по прохождению государственной службы не могло быть ранее 4 мая 2009 года».
Оцените этот текст. Вдумайтесь в него. Целый абзац о том, что приказ подписан на пять дней раньше срока (с учетом майских праздников). И так все 58 листов аудиторской проверки. Кроме многословных отсылок к нормативно-правовым актам, контролерами найдены также многочисленные неправильно оформленные документы. И даже табели рабочего времени, как было установлено, в аппарате правительства были какие-то не те. Например, как записано в акте, применялся «Табель учета рабочего времени» формы по ОКУД 0301007, а нужно было использовать «Табель учета использования рабочего времени» формы по ОКУД 0504421. Почувствуйте разницу!
Впрочем, за Гущиным обнаружились и более весомые грехи, такие как незаконное начисление заработной платы.
Открытые кошельки
Например, аудиторы признали неправомерной выплату 200 тысяч рублей руководителю аппарата (был неправильно назначен, нет соответствующего нормативного акта).
На 80 тысяч рублей признаны незаконными расходы, связанные с оплатой труда и.о. министра экономического развития Мурманской области за период с 24 апреля 2009 года по 20 мая 2009 года (неправильный нормативный акт).
Еще несколько аналогичных нарушений было обнаружено в министерстве энергетики Мурманской области и региональном министерстве экономического развития. Казалось бы, выводы сделаны. Итоги проверки легли на стол лично губернатору и областному прокурору.
И вдруг на минувшей неделе Контрольно-счетная палата Мурманской области на своем официальном Интернет-сайте размещает новость. Так, мол, и так, дорогие друзья, читайте новый хит нашего ведомства: «Проверка устранения нарушений, выявленных в ходе проверки использования средств областного бюджета на реализацию законов Мурманской области «О государственных должностях Мурманской области» и «О государственной гражданской службе в Мурманской области» (в том числе расходов, связанных с приемом и увольнением гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности, расходов, связанных со служебными командировками и проживанием и других расходов) за 9 месяцев 2009 года в Аппарате Правительства Мурманской области».
За длинным названием скрывается еще один уникальный факт. Аудиторы проверили, как в аппарате областного правительства исправляются выявленные ими нарушения. А хитом этот отчет можно считать потому, что никогда ранее в истории КСП аудиторы не ходили по своим следам. Впрочем, из новой проверки следует: не дожидаясь никаких повторных проверок, губернатор своим распоряжением заставил Гущина вернуть в казну более 40 тысяч рублей. Для этого чиновнику был произведен перерасчет зарплаты. В деле, как пишут аудиторы, этот факт подтверждается наличием расчетного листка за ноябрь 2009 года.
Кроме того, возвращены в бюджет средства, использованные на возмещение расходов руководителя аппарата правительства по найму им жилого помещения. Сумма за май 2009 года составила 20 тысяч 300 рублей. А в марте этого года руководитель аппарата Сергей Гущин ушел в отставку.
После увольнения Гущина высокооплачиваемые специалисты контрольного ведомства вновь наведались в областное правительство и потратили четыре дня, чтобы выяснить: все ли нарушения устранили чиновники. К их удивлению, Гущин вернул в бюджет все деньги. Зачем контролеры приходили дважды? Видимо, все остальные получатели бюджетных средств в нашем регионе соблюдают бюджетное законодательство и работают без нарушений. Но это уже вопрос, скорее, к депутатам Мурманской областной думы.
Впрочем, в последнее время проверки, инициированные законодательным собранием, больше походят на действия контролера, который штрафует за чересчур мятый проездной билет и берет штраф еще более мятыми деньгами