Вот тебе, бабушка, и мойвин день!

26 февраля 2009 в 09:09, Мурманская область
Давно ли мы радовались: мойва пошла! Наша, баренцевоморская. Только вот накладочка вышла. В порт-то она поступила, а затем разошлась по городам и весям необъятной страны… почему-то минуя Мурманск. Пара дней, когда «народную рыбешку» можно было увидеть на прилавках областного центра, ознаменовались очередями и скандалами у прилавков муниципальных магазинов. И оказалось, люди волновались не зря. Поставки охлажденной рыбы прекратились, а мороженую тогда еще не закупали. Парадокс: в порт рыба приходит постоянно, а на мурманских прилавках ее нет. Почему?

Кто сказал «мяу»?
Задолго до начала мойвенной путины было известно: подавляющее большинство наших рыбодобывающих судов к доставке свежеохлажденной мойвы не приспособлены. Они могут поставлять только замороженную. Для охлажденки требуются наливные суда, которых у нас осталось… только одно. Тем не менее оно вполне способно справиться с задачей накормить область немороженой рыбешкой, если бы не существенное «но». Большая осадка не позволяет ему подойти к единственному приспособленному для его разгрузки причалу рыбокомбината. За 5 лет, что мойва не добывалась, дно в том месте сильно заилилось.
Получается, оснований для громких заявлений не было. Но при этом все, наверное, помнят заверения представителей мурманской мэрии: «Мы завалим город дешевой охлажденной мойвой!» Откуда бралась такая уверенность? Первая мысль, которая приходит в голову, - все эти обещания не более чем предвыборный пиар. Что ж, не без этого, выборы есть выборы. Но на поверку все оказалось не так однозначно.
- В декабре в областном министерстве экономического развития прошло совещание, на которое были приглашены представители городов и районов области, - рассказывает председатель комитета рыбного хозяйства Вадим Соколов. - Там директор Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб объявил, что он собирается закупить охлажденную мойву, чтобы продавать ее муниципальным магазинам по 10 рублей 80 копеек. И что 15 января в Мурманск уже пойдет первая мойва. Мы не приняли всерьез эти уверения, поскольку в Норвегии мойва продается через аукцион. А в сегодняшней сложной ситуации финансового кризиса предвидеть курс валюты и цены на рыбу даже за месяц трудно. И я говорил об этом на итоговой встрече губернатора с рыбопромышленниками. Но Зуб настаивал: у него-де контракт с норвежцами. А чего стоит какой-то там контракт, если рыбу все равно через аукцион надо покупать!

Обещать - не жениться…
Поскольку специалисты, а также представители областных властей и большинства муниципалитетов скептически отнеслись к его проекту, директор рыбокомбината обратился к губернатору с жалобой на глав муниципальных образований, которые, как ему казалось, игнорировали работу по снабжению населения охлажденной мойвой. Правда, при этом не забыл отметить активное сотрудничество с ним администрации Мурманска. А заодно сообщил в администрацию президента России, председателю Совета Федерации и руководителю Росрыболовства РФ, что областные власти не оказывают ему должного содействия в реализации планов снабжения северян дешевой охлажденной рыбой.
Усилия Михаила Зуба увенчались успехом. Губернатор, заботясь о том, чтобы люди получили дешевую охлажденную рыбу, дал указание работать с директором рыбокомбината. Комитет по рыболовству, минэкономразвития области мобилизовали муниципалитеты на мойвенную кампанию. Началось заключение контрактов. Но… тут же и закончилось.
- Некий предприниматель из Апатитов, вернувшись из Мурманска с пустыми руками, рассказал руководству своего города, как связался по телефону с рыбокомбинатом и был приглашен для заключения контракта, - говорит начальник отдела минэкономразвития Нина Лужина. - А когда приехал, получил от ворот поворот. Человек был возмущен до глубины души, тем более что успел уже закупить эти злополучные ведра. (О них речь пойдет чуть позже. - О. Д.) Предпринимателям из других городов отказывали, ссылаясь на запреты ветеринаров. Я связалась с ветеринарным ведомством. Оказалось, нет никаких проблем. Но контракты не заключались. В итоге из закупленных 429 тонн мойвы в торговлю поступило только 17,1 тонны. Из них тонна ушла в Североморск. А вот Оленегорск смог ее получить только через посредническую фирму, и то лишь полторы тонны. Там жители бегали по всему городу, искали эту мойву. В мэрии мне сказали: «Мы в шоке, не знаем, что делать! Ведь людям пообещали рыбу!»

Ведра на память
Наверное, объяснить людям, почему рыба была заморожена, а они остались без обещанной свежей и дешевой мойвы, занятие неблагодарное. Но что касается технических моментов, директор рыбокомбината все сделал как положено. Дело в том, что охлажденка должна быть реализована в течение 48 часов. И если в сутки предприятие Михаила Зуба может обрабатывать только 20 тонн, вполне закономерно, что остальная рыба подверглась заморозке.
- Проект по охлажденке провалился! - едва справлялся с эмоциями на состоявшемся 17 февраля заседании мойвенного штаба, где обсуждалась сложившаяся ситуация, помощник мэра Мурманска по рыбным вопросам Анатолий Дорофеев. - Нас заверили, что норвежские суда будут каждые сутки доставлять рыбокомбинату по 300 тонн охлажденной мойвы. - С середины декабря была проведена большая работа. Мы оговаривали с торговыми предприятиями все: условия поставок, наличие посредников, цены… Но комбинат ограничился всего одной поставкой. Мало того, оказалось, что он технически не может отправить в торговлю больше 20 тонн в сутки. Когда люди подписывались на эту мойву, Михаил Изяславович требовал, чтобы закупали специальную тару - 15-килограммовые ведра по 150 рублей за штуку. А теперь настаивает, чтобы рыбу брали только контейнерами по 400 килограммов. В результате охлажденную мойву сейчас могут принять только крупные торговые сети. А небольшие магазины что будут делать с этими контейнерами? И куда теперь девать ведра, которые закупали по тысяче штук? На голову надевать?!

«Каждой козе иметь баян!»
Сам Михаил Зуб ничего драматичного в ситуации не видит и вообще не понимает претензий, которые ему предъявляют. Свою речь на заседании штаба он начал, как сам и выразился, с эмоций.
- В пятницу (т. е. 13 февраля. - О. Д.) приостановили поставки охлажденной мойвы по Мурманску. Я звоню в администрацию президента, звоню в правительство, в агентство по рыболовству…
- А в ООН? - поинтересовался кто-то из рыбопромышленников.
Выступавший проигнорировал саркастическую реплику и продолжил.
- Мне говорят: рыбокомбинат привез в Мурманск вонючую рыбу, которая была отправлена на мукомольный завод. А по городу за 12 рублей продается рыба, которую привез тралфлотовский «Капитан Моргун». И то же самое сказал Крайний в своем интервью по телевидению.
…Я так и не поняла, что за злые силы приостановили поставки и почему справляться об этом надо было в администрации президента, если ими занимался сам директор рыбокомбината. Ясно стало только, что на руководителя Росрыболовства он обиделся.
Во второй части своего повествования - «о работе» - Михаил Зуб объяснил, что поставил в городские торговые предприятия 17,1 тонны рыбы по 18-20 рублей за кило. В муниципальные - по 12. Что «сетевики» готовы брать по 50 тонн, поэтому ему удобнее работать с 400-килограммовыми контейнерами. Кроме того, за каждый контейнер надо заплатить залог в размере 50 тысяч рублей или представить банковскую гарантию. Что же касается тары… Ну не может он «каждому под нос ведро сунуть!» Поэтому мойву будет разгружать в огромные контейнеры, а уже потом, в магазинах, расфасовывать по ведрам. Таким образом, считает Зуб, можно ускорить темпы разгрузки. В этом как раз никто не сомневается. Только вот осталось неясным, как он представляет себе такую расфасовку.
- Этими контейнерами он отфутболит всю торговлю! - резюмировал Дорофеев.
Что же до ведер, то магазинам они теперь не нужны, поскольку там испокон веков пользовались 40-килограммовыми ящиками, в которых доставлялась рыба. Многие участники заседания штаба отметили, что продавцам неудобно торговать, доставая мойву из ведер, и они переливают ее в привычные ящики. Так зачем козе баян, да еще за такие деньги?

Наш телеграм канал
Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


Вам хочется мойвы? Их нет у меня…
Но, допустим, проблема с тарой будет решена. Охлажденной рыбы-то все равно нет! А было обещано, что будет, причем ежедневно. На это замечание Михаил Зуб ответил уж и вовсе загадочно.
- Мы продолжаем участвовать в аукционе, но сейчас с рыбалкой сложно. Рыба как бы ушла.
- Значит, когда вы уверяли, что заключили жесткие договоры, вы обманывали население? - задал вопрос в лоб Вадим Соколов.
- Мы завозим рыбу с аукциона. Сейчас ни одного судна с рыбой там нет, - пояснил директор рыбокомбината. - Появится хоть одно - мы его купим независимо от цены.
Поскольку «разбор полетов» состоялся 17 февраля, получается, что до сих пор ни одно норвежское судно не привезло рыбу на аукцион. Извините, не верю.
В конечном счете получилось, что гора родила мышь, наделав при этом много шуму.

Ученых накормят - лишь бы работали!
Есть у рыбаков претензии и к ученым, которые не смогли вовремя обеспечить прогнозные данные передвижения косяков мойвы. Капитанам приходится искать рыбу, а это лишние время, топливо и в конечном итоге - деньги.
- Если бы научно-исследовательское судно вовремя вышло в море и работало бы с самого начала путины, эффективность добычи была бы гораздо выше, - считает Вадим Соколов. - Сейчас мы договорились с судовладельцами: они возьмут на борт ученых, будут поить-кормить за свой счет - лишь бы работали с толком.
Председатель комитета считает, что охлажденная мойва на заполярных прилавках будет. Но обеспечить ее регулярные поставки невозможно.
- Заштормило в море - и закончилась рыба на берегу. В этом плане с мороженой нет проблем: она может лежать на складе, систематически поступая на прилавок. А администрация Мурманска поверила Михаилу Зубу, сделала на него ставку - и зря. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что мы пять лет не занимались добычей мойвы. Утрачены технические возможности и навыки. Чтобы не было такого ажиотажа, городу следовало сразу закупить мороженую мойву. Что же касается стоимости, то ее предполагать трудно. Кто может запретить магазинам торговать по той цене, какая им нравится? На Первомайском рынке полученная рыбокомбинатом «норвежка» была перепродана и на прилавке появилась с ценником сначала 50, а потом 45 рублей за кило. Посредник «заработал» на ней 6 рублей с килограмма, а розничный продавец - 27-32 рубля. А ведь они за ней в море не ходили.

И просто, и сложно
Сейчас «народную рыбку» добывают суда нескольких компаний. Но торговые предприятия пока не проявляют особого интереса к мороженой рыбешке. Гораздо больше желающих приобрести охлажденку.
- Этим будет заниматься ООО «Мурман СиФуд», - сообщил Соколов. - Выгружаться единственное наше наливное судно будет у 45-го причала, то есть по новой схеме. Не остались в стороне от проблемы мойвы прибрежники, которые ее не добывают. Они предлагают использовать маленькое транспортное судно компании «Севрос», работающее с треской. Правда, там тоже есть над чем подумать. Но при всех технических сложностях добыть рыбу не проблема. Как ее довести до покупателя - вот головоломная задача. Торговля весьма неохотно берет мойву, - досадует председатель комитета рыбного хозяйства.
Тем не менее работа потихоньку налаживается. Магазины торгуют и исландской, и норвежской, и нашей мойвой. Пока только замороженной. Цены колеблются в основном от 22,5 до 42 рублей, кое-где достигают и 50. Рыбешка помельче - наша, покрупнее и подороже - норвежская.
- Задача сейчас перед нами стоит простая и сложная одновременно, - подчеркнул в нашей беседе руководитель рыбного комитета области, - обеспечить торговлю мороженой мойвой и по мере поступления с моря - охлажденной.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter