Выжженная солнцем земля, запыленная, давно не видавшая дождя листва и температура от 35 до 45 градусов в тени - таким выдалось лето в Цхинвале. Столица Южной Осетии изнывает от жары. С непривычки северянину такая обстановка кажется адским пеклом, но уже через сутки организм начинает привыкать к знойному климату. Вот и наши земляки привыкли - здесь несут срочную службу 42 солдата из Мурманской области.
Новость о том, что часть новобранцев отправляется на Кавказ, взбудоражила солдатских матерей. Призыва в этот край не было давно. Южная Осетия и вовсе заграница, а по действовавшему ранее законодательству за пределами России призывник мог служить лишь добровольно. Это положение отменил в 2009 году указ президента, тогда же Генштаб объявил о начале отправки срочников в ставшие независимыми республики Южного Кавказа. Мурманчане попали лишь теперь.
Чтобы узнать, как живется-служится нашим ребятам, и наладить контакты с командованием военной базы, в Цхинвал совершил рабочую поездку заместитель губернатора области Олег Тигунов.
- Что мамы переживают? Все у нас нормально! - заявили парни в военной форме на прямой вопрос гостя.
- А подробнее? - попросил тот. Ребята быстро перестали стесняться - беседа затянулась на несколько часов. Кстати, все встречи с солдатами проходили без представителей воинской части, так что Олег Тигунов небезосновательно рассчитывал на откровенный разговор.
- Проблема одна - жара, - признался Дмитрий Бушуев из Зеленоборского. - Форма нового образца совершенно не дышит, воздух не пропускает, влагу не впитывает, так что привыкнуть было тяжело к здешнему климату.
- Да, - вздохнул апатитчанин Иван Авдейчук. - Дома небось уже снег выпал… Вот бы и здесь так же!
Половине из них еще на родине стало известно, что служить придется далеко. В военкомате сказали: повезут в Моздок проходить курс молодого бойца. Там все земляки были вместе, в одном взводе, где и присягу приняли. Потом среди ребят пошли слухи, дескать, направят в Краснодар. И только когда грузились в машины, услышали, как офицеры между собой говорят: «Курс - на Цхинвал». С тех пор прошел месяц. Еще два десятка северян попали сюда через питерскую учебку. Им служить осталось поменьше: они уже не первый месяц топчут сапогами цхинвальский плац.
Олег Тигунов уточнил у бойцов, не агитировали ли их сюда, не заставляли ли подписывать каких-либо бумаг с «добровольным» желанием служить за границей. Нет. Впрочем, по нынешнему законодательству согласия ребят и не требуется, военные базы за пределами нашей страны уже третий год комплектуются срочниками. Таких баз всего четыре: в Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане, Армении. Югоосетинские подразделения находятся на месте бывших казарм российских миротворцев, с обстрела которых в августе 2008 года и началась война.
Теперь на территории базы о тех событиях ничто не напоминает: аккуратные корпуса казарм и офицерские общежития, что называется, идеальный военный порядок, чистота. Полоса препятствий, плац, столовая - обычная часть. Правда, с одной поправкой - это часть с постоянной боевой готовностью. Поэтому, например, солдаты здесь не знакомы с «увалами» - увольнительные в город не положены. А вот отпуска заслужить можно. Что касается ограничений, связанных с особым положением базы, они отчасти компенсируются тем, что денежное содержание рядовых и сержантов выше, чем в России. Сейчас это 2600 рублей в месяц.
База - как маленький город. Тут свое авиакрыло, прокуратура, суд, следствие. Порой приходится расследовать уголовные дела в отношении военнослужащих, делается это, по словам командиров, беспристрастно.
- За этот год в отношении военнослужащих нашей базы возбуждено 43 уголовных дела, - сказал Сергей Максимов, помощник командира по кадровой работе, попросту - замполит. - Для сравнения, в прошлом году было почти вдвое больше. Но из них всего два касаются неуставных отношений. Скрывать что-либо нам невыгодно, мы за пацанов несем ответственность, поэтому большинство дел возбуждает сам командир (по закону он вправе открывать уголовное преследование).
Зачастую преступления совершают контрактники, поэтому командование старается держать их, что называется, в строгости. Хотя это и проблемный контингент, командир базы гвардии полковник Александр Шушукин честно признался: им он был бы рад больше, чем срочникам. Тем не менее приказы не обсуждаются: часть комплектуется новобранцами из всех регионов России.
- Процентов сорок у нас - кавказцы, - рассказал рядовой Антон Васильев. - Кабардинцы, карачаевцы, дагестанцы… А в Джаве (в этом поселке расквартированы некоторые подразделения базы, где тоже служат северяне. - Т. Б.) их еще больше. Взаимоотношения нормальные, никаких трений на национальной почве не возникало. Все одинаково служим.
Антон пришел в армию после вуза. Окончил юрфак, собирается работать в следственном комитете. Знает, что «с долгами», без армии за плечами, в правоохранительные органы не возьмут. Так что служить пошел вполне сознательно. Впрочем, все парни в разговоре сошлись на том, что с тех пор, как срок службы сократили до года, «бегать» стало невыгодно. Лучше отслужить. Главное, чтобы в части отношения сложились хорошие и условия были человеческие.
Поинтересовался Олег Тигунов и тем, делают ли для северян, непривычных к жаркому климату, скидки на физические нагрузки. Солдаты рассказали: не только для них, но и для всего личного состава занятия по строевой подготовке перенесены с середины дня на раннее утро и вечер. Август в Осетии самый знойный месяц, так что здоровье ребят надо поберечь. А во время физподготовки разрешено заниматься практически полуголыми. Воскресенье, объявленное в армии выходным, также отведено спорту, но есть свободное время. И главное - целый день можно ходить по гражданке.
Особый разговор - и уже не с бойцами, а с командирами и медиками - пришлось вести о двух солдатах. Один находится в госпитале, другой - в санчасти базы. Возможно, встанет вопрос об их досрочной демобилизации. Поводом явились давние заболевания, не выявленные на медкомиссии в военкомате. В южном климате они обострились, понадобилась помощь врачей. Командир особо попросил вице-губернатора обратить по возвращении внимание на качество медобследование призывников.
Естественно, в разговоре с молодыми солдатами прозвучал вопрос и о качестве питания. Заверения ребят, что все отлично, мы проверили: еда, приготовленная осетинскими поварами, которые работают в части, действительно вкусная. Правда, из рыбы там только камбала да навага, так что по тресочке наши земляки соскучились.
Рассказав о своем житье, ребята засыпали Олега Тигунова вопросами. Интересовало, что ожидает их по возвращении, что меняется в области. Они задавали острые вопросы - об оптимизации школ и учреждений здравоохранения, состоянии дорог, нехватке доступных спортивных объектов, рабочих мест… Олег Леонидович рассказал им о действующих в регионе программах, а также о перспективах. Многих, например, заинтересовали проект поддержки рыбацких династий, планы по взаимодействию учебных заведений и работодателей, желающих приобрести квалифицированные кадры. На прощание каждый из ребят получил от правительства области презент - открытки с видами нашего края и деньги на повседневные расходы
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201108053089