Российская крабовая квота на 2015 год установлена в размере 8000 тонн, при этом свыше 60% пойдёт на экспорт. В Мурманске крабового мяса не найти, по меньшей мере в местных торговых центрах.
Но в арктических водах краба больше чем достаточно. В последние два года численность краба вновь растет. По подсчетам специалистов Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО), в российских водах обитает около 20 миллионов крупных особей краба, пишет «Российская газета».
Причина, по которой в одном из ведущих рыбопромысловых регионов России нет в продаже крабового мяса, не только в недостатке местных перерабатывающих мощностей, но прежде всего в федеральных ограничения промысла.
На протяжении ряда лет федеральные власти запрещают прибрежный промысел краба, аргументируя это необходимостью его защиты. На добычу краба в 12-мильной прибрежной зоне наложен мораторий, который продлевается из года в год.
У берега, объясняют учёные, держится крабовая молодь, и промышленный лов допустим только в океане на более значительных глубинах, где обитают взрослые особи.
Промышленники, которые занимаются ловом краба, с этими аргументами не согласны. Во-первых, по их словам, вылов они вели на глубине больше 50 метров, там ученые не проводят исследования. Во-вторых, всех «малышей» и самок они выпускали обратно, как того требует закон. В-третьих, квоты на освоение ресурса государство им уже продало, но возможности забрать «свою покупку» у прибрежников теперь нет. Руководитель промысловой компании Михаил Минасян, к примеру, приобрёл на аукционе законное право собственности на долю в вылове краба, заплатив государству за это пять миллионов долларов, но теперь не может этим правом воспользоваться.
А в считанных километрах в соседней Норвегии промысел краба давно стал прибыльным делом не только для больших компаний, но и для местных рыбаков. В 2014 году в прибрежных водах Финмарка, самой восточной губернии Северной Норвегии, выловили 1000 тонн краба. Основную массу выловили в 12-мильной зоне, причём некоторая доля улова была сделана местным населением, которому разрешается промышлять краба в установленном количестве для личного потребления.
Необходимость в либерализации российского промыслового режима становится всё актуальнее, поскольку введённый режим санкций против западных стран касается всех поставок рыбы и рыбной продукции. В результате эмбарго цены на морепродукты значительно выросли. Как видно из графиков Patchwork Barents, только в январе потребительские цены подскочили на 8%.
В Мурманске краб всегда был в числе эксклюзивных деликатесов, но сейчас, как показывают данные Patchwork Barents, даже обычная рыбная продукция может вырасти в цене настолько, что многие местные потребители не смогут её себе позволить.