Ни норвежские, ни российские эксперты не проявили особой обеспокоенности в связи с выходом «Статойла» из Штокмановского проекта.
Трейдеры, в 2007 году с ликованием принявшие вступление «Статойла» в грандиозный арктический проект с 24%-й долей, теперь уже с облегчением приняли весть о том, что норвежский нефтяной гигант отказался от обременительного штокмановского партнёрства с Газпромом.
В свою очередь, без особого беспокойства выход из Штокмановского проекта восприняли норвежские власти. Как сообщает NRK, Рюнар Шостад, губернатор северной губернии Финмарк, где не один год связывали большие ожидания с грядущим освоением Штокмановского месторождения, сказал, что «теперь «Статойл» будет больше внимания уделять Финмарку, Баренцеву морю и другим проектам».
В природоохранных организациях также позитивно восприняли выход «Статойла» из Штокмановского проекта. Так, лидер «Беллоны» Фредрик Хауге напоминает, что его организация давно предсказывала, что Штокмановский проект завязнет, и называет проект «обречённым».
Как уже писал BarentsObserver, решение о выходе из Штокмановского проекта, тем не менее, не вызовет снижения активности норвежской компании в Баренцевом море. Компания уже открыла несколько новых месторождений в норвежском секторе, а новое соглашение о сотрудничестве с Роснефтью обеспечивает её участие в проектах на российской стороне на достаточно долгую перспективу.
В России также не склонны переоценивать выход норвежцев из проекта. Уход «Статойла» некритичен для проекта и не скажется на сроках освоения месторождения, считает директор «East European Gas Analysis» Михаил Корчемкин, пишет газета «Ведомости». «Шелл» с легкостью может занять его место: компания не уступает норвежцам в опыте работы на подобных месторождениях.
В редакционной статье «Ведомости» пишут, что у норвежской компании не было особых причин оставаться в штокмановском партнёрстве. Фактически, пишет газета, с самого начала иностранцы – «Статойл» и «Тоталь» - участвовали в нем на дискриминационных условиях, лишь в качестве подрядчиков, а не полноценных партнёров.
Находясь в положении сервисных компаний, они не могут ни кубометра газа поставить на свой баланс, а значит, не могут благодаря этому улучшать свои показатели и наращивать капитализацию.
Держатель же лицензии Газпром оказался неспособен добиться от федеральных властей льготного налогового режима. «Для того чтобы международные партнеры не убегали, придется относиться к ним уважительнее», - пишет газета в заключение.
Выход из Штокмановского проекта, тем не менее, означает неизбежные финансовые и репутационные потери. В 2008 году штокмановская эйфория достигла пика с образованием компании-оператора «Shtokman Development AG». В том же году на Мурманском экономическом форуме – дорогостоящем мероприятии, широко поддержанном «Статойлом» - Штокмановский проект позиционировался как ключевой проект для компании и для российско-норвежского сотрудничества в Арктике в целом.
Вчера «Статойл», по имеющейся информации, вернул Газпрому свой пакет акций «Shtokman Development AG» в соответствии с положениями акционерного соглашения. По словам информационного директора компании Янника Линдбека, не исключено, что долю в проекте компания себе ещё вернёт. «По-прежнему идёт диалог о том, как сделать проект рентабельным», - сказал он в интервью TDN Finans, добавив, что решение должны принять в течение осени.
Третий штокмановский партнёр, французская «Тоталь», не спешит расставаться с долей, откладывая решение на 30 августа, пишет РБК.ru. У «Тоталь» также имеются другие крупные проекты в российской Арктике, в числе которых «Ямал СПГ», в котором компании принадлежит 20%, - конкурирующий со Штокмановским проект компании «Новатэк».