14 сентября северянам предстоит прийти на избирательные участки. После 10-летнего перерыва нас вновь ждут выборы губернатора и не только его. Об особенностях уже начавшейся кампании рассказывает председатель областной избирательной комиссии Антон БОГОМОЛОВ.
- Антон Вячеславович, где, кого и как мы будем выбирать в единый день голосования?
- Нас ждут 23 выборные кампании. Кроме досрочных выборов губернатора и дополнительных выборов депутата облдумы это 21 кампания в органы местного самоуправления, практически более чем в половине муниципалитетов - у нас их 40. Суммарно будут замещены 238 депутатских мандатов.
Из крупных городов местные выборы пройдут в Мурманске и Апатитах. Совсем недавно досрочно прекратили свои полномочия советы депутатов в Коле и Заозерске. По решению областного суда их составы были признаны неправомочными, и теризбиркомы назначили выборы.
Численность избирателей постоянно уточняется. В настоящий момент объединенный ресурс системы ГАС «Выборы» насчитывает у нас в регионе 643 тысячи избирателей.
Если говорить об особенностях нынешней кампании, это электронное голосование - ЦИК постоянно продвигает идею перехода к такой форме. В сентябре комплексы электронного голосования (КЭГи) будут применяться в Мончегорске и Североморске.
- КЭГи исключают бумажные бюллетени?
- Да. Законодательство сконструировано так, что если ТИК решила где-то использовать электронные комплексы, то они должны применяться в полном объеме.
- А когда комиссии выезжают к пожилым людям и инвалидам на дом?
- Это досрочное голосование. Оно проходит, конечно, только при помощи бумажного бюллетеня.
Несколько изменится статус военнослужащих. Все новации ведут к тому, чтобы они голосовали по месту своей регистрации - мы уходим от системы, когда люди в погонах голосуют у себя в воинских частях. Таких участков у нас в этом году будет только три - в очень отдаленных воинских формированиях. И будут сформированы временные участки на крупных военных кораблях.
- Тех, что в походе?
- Да. Что еще? Мы применим уже стандартную для многих процедуру - у нас будут прозрачные и полупрозрачные урны. Вернее - ящики для голосования, «урны» - это я по старинке.
Процедура привлечения наблюдателей тоже немножко поменялась. Мы исходим из того, что наблюдатели - нам в помощь, стараемся их как можно больше привлекать, чтобы они были на всех участках, видели, что процесс прозрачный. Особенно это касается муниципальных выборов, понятно, что от кандидата в губернаторы на все участки наблюдателей не пришлешь.
- Последние губернаторские выборы прошли в 2004 году…
- Да, 10 лет прошло. Многие уже позабыли, как эта гонка выглядит.
- В отличие от выборов-2004 теперь для кандидатов в губернаторы введен так называемый муниципальный фильтр. Так это правильно называется?
- Если официально, то «подписи депутатов в поддержку кандидата в губернаторы». Их должно быть собрано 38 минимально и 40 - максимально.
- Но зачем 40, если достаточно 38?
- Возможна какая-то отбраковка.
- Как это? Кто-то из депутатов неправильно свой адрес или номер паспорта укажет?
- Нет, конечно. По закону один депутат может дать свою подпись только одному кандидату в губернаторы. Но нельзя исключить ситуацию, когда кто-то по забывчивости поддержит двоих.
- Сколько у нас в регионе всего депутатов, имеющих право «одобрять» кандидатов в губернаторы?
- 523.
- То есть на всех шестерых выдвинувшихся хватит.
- Конечно. Когда-то в облдуме были жаркие дискуссии по поводу барьера. Тогда думцы определили планку для кандидатов в губернаторы в 7 процентов от числа имеющихся в регионе депутатов - федеральное законодательство предписывало установить фильтр на уровне от 5 до 10 процентов. У нас, как и во многих субъектах Федерации, решили пойти по среднему пути. 38 подписей - это же немного. В Петербурге, например, кандидату надо заручиться поддержкой 150 депутатов.
- Муниципальный фильтр - это чтобы на высшую должность не претендовали «странные люди»?
- Это бытовое понимание. Губернатор представляет население всей области, и нельзя, чтобы в кампании участвовал человек, которого поддерживаем только вы, я и наш сосед. А депутаты как раз и представляют широкие слои населения. И не надо забывать: все кандидаты в губернаторы по закону должны быть поддержаны той или иной партией.
- Но ведь необязательно парламентской. Партии тоже есть «странные». И «недорогие»…
- Поверьте, партийное выдвижение - не очень простая процедура.
- Вернемся к отличиям выборов 2004 и 2014 годов.
- Во-первых, теперь нет самовыдвиженцев. В целом алгоритм поменялся: ушедшему в досрочную отставку губернатору требуется согласие президента. Много нюансов - в этом плане за 10 лет законодательство полностью поменялось. Это будут совсем другие выборы.
- На каком этапе сейчас губернаторская кампания?
- Прошел период выдвижения. Идет сбор подписей депутатов и формирование списка трех сенаторов.
- А это что такое?
- Тоже новация. Каждый регион в Совете Федерации представляют два человека, одного выдвигает глава, другого - дума. Раньше это делалось «полукелейно». Теперь по законодательству каждый кандидат в губернаторы должен сформировать и представить документы на трех своих кандидатов в члены СФ.
- Это как-то будет отражено в избирательном бюллетене?
- Не в бюллетене, а на информационном стенде на участках для голосования - там же, где указаны сведения о кандидатах: биография, имущество, доходы.
- Когда начнется и завершится регистрация кандидатов?
- Подать документы нам для регистрации они могут с 15 по 30 июля. И после подачи у нас есть 10 дней, чтобы принять решение о регистрации. Получается, если кто-то из кандидатов придет в последний день, то крайний срок регистрации - 10 августа.
- На ваш взгляд, к чему приводят эти новации в избирательной системе? К большей строгости или к большей «демократичности»? С одной стороны - прозрачные урны, с другой - фильтры…
- Никаких проблем с демократией не вижу. Мне понравились слова одного из депутатов нашей думы, когда его оппонент предложил планку барьера для кандидатов снизить с 7 до 5 процентов. Он сказал: «Извините, уважаемый коллега. По-моему, вы что-то путаете - процентом демократию измерить невозможно».
Мое личное убеждение: муниципальный фильтр - это те же подписи избирателей, что собирали раньше в поддержку выдвиженца. Как ни крути, а губернатор должен иметь одобрение населения всей области, а не только среди своих однопартийцев.
- Но с другой стороны, получается, власть становится внутренним делом самой власти: ты договариваешься не с населением, а с депутатами, чтобы они тебя на выборы пустили. Потом-то, конечно, последнее слово говорит «рядовой» избиратель. Но изначально власть фильтрует внутри себя своих возможных представителей. Нет?
- В таком случае нам надо вернуться к новгородскому вече. По Конституции источником всей власти у нас является народ. Что ж, тогда все вопросы решать на народном сходе? Депутаты - люди, которых выбирали мы с вами. И ответственность ляжет на нас с вами.
- Тогда давайте спустимся с губернаторского уровня на муниципальный. Вы бывший прокурорский работник и на новом месте занимаетесь тем же самым - надзором за соблюдением закона. Как вам сама идея «паровозов» в партсписках: депутат облдумы идет первым номером на местные выборы…
- …понятно, что он не хочет быть в Териберке депутатом.
- Выходит, «паровозная» практика извращает идею выборов? Голосуем за одного, а мандат получает человек из списочного «подвала»?
- Мне нравится мнение председателя ЦИКа Владимира Чурова (не потому, что он мой начальник): состояние нынешней избирательной системы отражает те настроения, которые есть в обществе. Мы избираем депутатов Госдумы, они создают нам законодательство.
Избирательная система - только правоприменитель, работаем с тем, что есть прямо сейчас. Что до «паровозов»… Я вообще к голосованию по партспискам отношусь, скажем так, сдержанно. Потому что считаю - мы голосуем за людей. Согласен, если развиваем партсистему, то да, надо давать партиям возможность развивать своих лидеров. А как они это могут сделать? С парламентской трибуны, с помощью телевидения, прессы.