Губернатор Финмарка настаивает на том, чтобы новые навигационные знаки на милитаризованном побережье Кольского полуострова были установлены до того, как приступят к вывозу отработанного ядерного топлива.
Как сообщил BarentsObserverу высокопоставленный московский источник в Росатоме, ряд проектов первостепенной важности в Андреевой губе, намеченных на это лето, откладывается из-за того, что до сих пор не подписан соответствующий контракт.
«Откладывается закупка и монтаж оборудования дезактивации технических средств для обращения с ОЯТ, закупка и монтаж сети слаботочного оборудования, завершение строительства внутриплощадочных дорог и завершение строительства внутриплощадочных инженерных сетей», – сообщил источник на условиях анонимности.
Ростом выступает главным партнёром МИД Норвегии по совместным проектам в сфере безопасности.
Подписание контракта по сотрудничеству в области безопасности откладывается
Контракт, подписать который планировалось в мае и который устанавливает, что именно оплатит Норвегия в лице губернатора Финмарка, был задержан сначала до августа и остаётся неподписанным до сих пор. В полученном BarentsObserverом письме говорится о глубоких разногласиях между сторонами.
«Настоящим информую вас, что губернатор Финмарка Хённёй решил отменить встречу и подписание контракта 25 августа», – говорится в письме за подписью главного инженера офиса губернатора Финмарка Пера-Эйнара Фискебека.
По словам Фискебека, отмена последовала как следствие нежелания Главного управления навигации и океанографии МО РФ включить в текст предложение о том, что транспортировка отработавшего ядерного топлива из Андреевой губы в Мурманск не должна допускаться до выполнения обозначенных в контракте задач.
Комментируя BarentsObserverу это письмо, губернатор Гуннар Хённёй подтвердил, что хотел бы, чтобы в контракт внесли положение о навигационных знаках.
«Такова наша позиция – что предусмотренные контрактом вложения на судоходном маршруте необходимо реализовать до того, как начнётся транспортировка», – сказал он.
На безопасность судоходства не влияет
Оплаченные Норвегией маяки и бакены на общую сумму 24 млн. норвежских крон (260.000 евро) должны будут располагаться на морском маршруте Северного флота. В офисе губернатора Финмарка считают, что это сделает вывоз высокорадиоактивного отработавшего ядерного топлива более безопасным.
С этим не согласны эксперты по ядерной безопасности, отвечающие за проект по разгрузке хранилища в Андреевой губе.
«На выгрузку и вывоз ОЯТ модернизация не влияет. Текущее состояние навигационных знаков обеспечивает безопасность судоходства. Модернизация влияет на повышение надежности работы навигационной системы, но не на вывоз», – говорит источник в Росатоме.
По словам другого источника, близкого к проекту, наиболее вероятно, что вывоз ОЯТ из Андреевой губы начнётся даже если оплаченные норвежской стороной навигационные знаки на маршруте на Мурманск не успеют установить.
Установку навигационных знаков смогут произвести не раньше 2017 года.
Норвежские деньги для российского военного маршрута
Эксперт по вопросам ядерной безопасности организации «Беллона» (Осло) Нильс Бёмер сомневается в необходимости новых навигационных знаков у побережья Кольского полуострова.
«Прежде всего, давайте спросим, так ли это разумно – тратить средства норвежских налогоплательщиков на обеспечение безопасности судоходного маршрута, используемого, главным образом, российскими военными судами. Далее, настаивая на реализации проекта, мы теперь сталкиваемся с отсрочкой вывоза ОЯТ из Андреевой губы, а это повышает риск ЧП и радиоактивных выбросов из хранилища», – говорит он.
Весной Пер-Эйнар Фискебек сообщил BarentsObserver’у, что навигационные знаки будут находиться в собственности и в ведении российского Северного флота.
Ядерные отходы в критическом состоянии
В Андреевой губе в обветшалых сооружениях хранится около 23.000 топливных сборок с атомных подводных лодок, а также 32 тонны радиоактивных отходов. Андреева губа выходит в губу Западная Лица, расположенную в 50 км от северной российской границы с Норвегией.
ЧП в этом месте может стать причиной радиоактивного заражения по обе стороны границы.
«Условия хранения ОЯТ уже давно критические, сроки для того, чтобы что-то предпринимать, давно вышли. Любая дополнительная задержка – плохая новость», – говорит Нильс Бёмер.
Норвегия вместе с рядом других стран сотрудничает с Россией по плану обеспечения безопасного хранения и последующего вывоза из Андреевой губы уранового топлива и твёрдых радиоактивных отходов. Губернатор Финмарка выступает ключевой фигурой в сотрудничестве по модернизации инфраструктуры, предшествующей вывозу опасного груза.
«На 2015 год на работы по проектам в Андреевой губе выделяется 18,4 млн. крон (2 млн. евро)», – говорит Инагр Амунсен, глава отдела международной радиационной безопасности норвежского управления по радиационной безопасности (NRPA). Его ведомство от имени МИДа контролирует использование норвежских государственных средств в сотрудничестве с Россией по вопросам радиационной безопасности.
За 20 лет существования сотрудничества Норвегия потратила около 2 млрд. крон (216 млн. евро).
Отсрочка на один год
В электронном письме BarentsObserverу Гуннар Хённёй пишет, что на сегодня имеется план подписать контракт до конца месяца. Но сомнительно, что намеченные работы успеют выполнить в этом году, поскольку зима на севере уже на подходе.
Как отмечает источник в Росатоме, формально из-за отсутствия контракта вывоз ядерного топлива могут отложить на один год.
Первоначально планировалось приступить к вывозу ОЯТ в конце 2016 – начале 2017 гг. Специализированное судно «Россита будет вывозить урановое топливо из Андреевой губы на мурманскую базу «Атомфлота», откуда по железной дороге оно будет отправляться на переработку в Челябинск на ПО «Маяк».
Хранилище в Андреевой губе, открытое в 1960-х для складирования отработавшего топлива с атомного ледокола «Ленин», в 1970-1980-х расширялось для приёма отработавшего топлива с военных атомоходов. Считается, что здесь накоплены тепловыделяющие элементы из реакторов почти со 100 подводных лодок.
Неустановленное количество урановых стержней имеет повреждения, поэтому работы по их вывозу будут сопряжены с серьёзными проблемами из-за радиации внутри емкостей.