«Меру пресечения осужденному Мухину Александру Александровичу в виде денежного залога изменить на заключение под стражу. И взять Мухина под стражу в зале суда!» Эти слова прозвучали в зале Мурманского областного суда после оглашения приговора взяточнику и коррупционеру, руководившему Мурманским филиалом ФГУ «Нацрыбкачество», превратившему это учреждение в контору для личного обогащения. Мухина признали виновным в получении взяток, мошенничестве и подделке документов, приговорили к семи с половиной годам лишения свободы в колонии строгого режима и штрафу 700 000 рублей. Обвиняемый направил кассационную жалобу в Верховный суд РФ.
«Упавший с неба» лакомый кусок
В свое время Россельхознадзор или, как еще его называют, фитосанитарная служба, входящая в состав министерства сельского хозяйства, учредила центральную федеральную структуру «Нацрыбкачество» и 14 филиалов по всей стране. Задачи: контроль за качеством выловленной рыбопродукции, санитарным состоянием рыбофабрик, как на судах, так и на берегу, выдача разрешений на экспорт товара в Евросоюз.
«Нацрыбкачество» стало выдавать сертификаты и так называемые еврономера для экспорта товара в страны ЕС, что, как впоследствии выяснилось, незаконно. Таким правом могло наделить только правительство РФ через министерство сельского хозяйства. Но это не делалось.
Конечно, «упавшим с неба» лакомым куском, лазейкой для поборов не преминули воспользоваться всякого рода взяточники, в том числе и Александр Мухин, который подобные документы стал выдавать за хорошую мзду.
...В апреле 2008 года в одном из мурманских кафе состоялась встреча двух обычных людей: один другому передал конверт. А в нем - 4 500 евро... Они предназначались Мухину в качестве взятки. Упомянутые люди - посредники: одному из них Мухин сказал, чтобы тот поехал и взял конверт. Потом «ценный груз» должны были передать второму посреднику, тот - третьему. Так осторожный мздоимец конспирировался. Но за ним уже наблюдали сотрудники тогдашнего, еще не расформированного УБОП - все документировали, фиксировали на видео-камеру... Вторая передача взятки от посредника к посреднику состоялась в одном из офисов на улице Траловой. Третья должна была произойти в ресторане «Черчилль», но Мухин почуял что-то неладное и оттягивал событие. А оперативники были начеку. Операции разрабатывал и руководил ими нынешний начальник оперативно-разыскной части криминальной милиции по линии БЭП подполковник Владимир Молотков, именно это подразделение борется с коррупцией и организованной преступностью.
Как он рассказал, вместе с ним работали сотрудники УФСБ, которые имели немало информации о Мухине по своим каналам. Оперативникам удалось задержать всех посредников и проследить всю цепочку передачи взяток. Кстати, разработка Мухина началась с заявления одного из предпринимателей - тот сообщил, что надоело давать взятки директору конторы «Нацрыбкачество».
Мухина арестовали, мурманское следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ возбудило уголовное дело. К сожалению, областной суд освободил обвиняемого из-под ареста под залог в два миллиона рублей.
Твердый тариф на мзду
Дело - в тесном контакте с сотрудниками милиции и чекистами - вел следователь по особо важным делам Станислав Радов.
- Рыба, добытая нашими промысловиками, как известно, экспортируется во многие страны Евросоюза и, конечно, идет на внутренний рынок, - рассказал Станислав Юрьевич. - К мурманскому порту было приписано около 200 рыболовецких судов, а также на тот момент около десятка рыбоперерабатывающих береговых предприятий. Сотрудники «Нацрыбкачества» периодически проверяли эти предприятия и суда.
В филиале «Нацрыбкачества» проводилась экспертиза документов и выдавались сертификаты европейского образца. Но в ряде случаев не бесплатно, - продолжает Станислав Радов, - официально выдача положительного акта освидетельствования судна могла доходить до 700 тысяч рублей. Но кроме этого Мухин требовал уже в качестве дополнительного «гонорара», а точнее взятки, от 15 до 20 тысяч евро. Негласный прейскурант был установлен и для главных видов экспорта продукции в страны ЕС. За выдачу сертификата на тонну филе трески Мухин брал 75 евро, за тонну трески - 60 евро, за тонну клипфиска - 65 евро.
Недавно, уже после встречи с Радовым, мне удалось побеседовать с одним предпринимателем, который имел дело с Мухиным. Человек не пожелал назвать свою фамилию, и его можно понять, но следственным органам он сообщил о деятельности взяточника. Практически Мухин, как говорит этот свидетель, был не просто взяточник:
- Он внаглую вымогал деньги у предпринимателей, «наезжал» на суда и фабрики, говорил, что почем... «Нацрыбкачество» превратил в обираловку. Кстати, до прихода Мухина все мы, предприниматели, работали нормально. Как только пришел Мухин, все безобразие и началось!
У меня была своя рыбофабрика, - продолжает свидетель. - Мухин устроил проверку, нашел какие-то незначительные нарушения и потребовал крупную взятку. Я отказался, тогда он добился, что мое предприятие лишилось еврономера, то есть не могло экспортировать рыбопродукцию.
- А как в других странах осуществляется контроль над экспортом рыбопродукции и санитарным состоянием предприятий? - спрашиваю следователя.
- Во всех европейских странах есть подобные организации, - отвечает Радов. - К примеру, в Испании после тщательной проверки рыбофабрики, которую проводят специалисты, ее владельцы получают аналогичное разрешение на дальнейшую деятельность сроком на 5 лет. И стоит это около 300 долларов.
Коррупция продолжается?
- Мухин - большой специалист по рыбе и санитарии?
- У него вообще нет специального для этой работы образования. В свое время Мухин с большим трудом окончил высшую мореходку, приобрел специальность судоводителя. Учился... 10 лет - его периодически отчисляли. Взяточник наживался и на рыбопромышленниках, что ведут дальний промысел, и на прибрежниках - и с тех, и с других требовал вознаграждение.
Следствием установлено: в виде взяток он получил около полутора миллионов рублей, - продолжает Станислав Радов. - Во время следствия было допрошено около 60 свидетелей, приходилось выезжать и вылетать в командировки. Людей допрашивали в Москве, Питере. Следствие шло почти два года. Но у меня были очень профессиональные помощники-оперативники. Это они разыскивали и привозили на допросы десятки свидетелей, находили важные документы.
В ходе следствия выяснилось, что Мухин совершил еще одно преступление: зачислил в штат своей организации некую мурманчанку, которая не работала, а зарплату получала и передавала ее Мухину. На эти деньги сотрудники конторы устраивали праздники, дарили друг другу подарки, оплачивали такси и пр. Следствие квалифицировало присвоение Мухиным зарплаты неработающей гражданки как мошенничество и подлог документов, что и было подтверждено судом.
Сам обвиняемый, догадываясь, что за ним наблюдают оперативники, уволился и взял больничный. В течение года он несколько раз ложился в больницу, затягивая следствие. Врач даже ставил ему диагноз «инсульт», который позже не подтвердился.
И еще, - говорит Радов, - всех нас удивил такой факт: Мухин, уволившись из конторы, продолжал требовать деньги у предпринимателей. Сейчас «Нацрыбкачество» переименовано в «Нацрыббезопасность» и подчиняется непосредственно Россельхознадзору.
- Что же изменилось?
- Сложно судить, - признался следователь. - В сентябре прошлого года, к примеру, директор питерского филиала «Нацрыббезопасности» был задержан во время получения взятки...
О том, что коррупция охватила практически все слои общества, исключая разве что нищих и бомжей, говорят на всех уровнях: и руководители государства, и бизнесмены, и простые люди. В декабре 2008 года появился долгожданный Закон «О противодействии коррупции». Но он мало что изменил. Взятки, злоупотребление служебным положением, подкуп и другие преступления как были, так и есть. Наша страна, согласно аналитическим данным, является одной из самых коррумпированных в мире.
Как считают многие аналитики и политологи, происходит это потому, что в России слишком либеральное уголовное законодательство и нет надлежащего контроля над деятельностью криминальных бизнесменов и чиновничьей рати, которая практически одобряет взятки и другие проявления коррупции, поскольку имеет «навар».
Ужесточить кодекс!
В свое время Уголовный кодекс был достаточно жестким и суровым ко всяким проявлениям коррупции. И это была очень серьезная профилактика такого рода преступлений. Более того, существовала конфискация имущества. Она применялась к нарушителям закона по многим статьям и, конечно, ко взяточникам. Причем у преступника конфисковывали все ценное имущество.
С воцарением демократии эту норму отменили, и несколько лет воры, жулики, взяточники и другие коррупционеры, награбив миллионы, получив по суду подчас минимальные, а то и условные сроки, выходили на волю, «откапывали» миллионы и жили припеваючи.
Только после многочисленных жалоб граждан в высшие органы власти, возмущенных выступлений юристов по телевидению и в прессе законодатели вспомнили о конфискации, но вернули ее в Уголовный кодекс РФ очень хитро: создали новую статью 104.1, где говорится о необходимости применения конфискации только той части имущества преступника, которая нажита нечестным трудом. А как это доказать? Попробуйте разобраться, какая вещь в семье куплена на нечестные деньги, а какая на зарплату.
Еще один важный момент - по многим статьям УК «люфт» между сроками заключения непомерно велик - от двух до 10 лет и более. Это ли не возможность коррупционных решений для слабых представителей Фемиды? Кстати, на днях президент России обратил внимание законодателей на это странное положение и предложил уменьшить этот «люфт».
К сожалению, Госдума демонстрирует крайний либерализм по отношению к преступникам не в первый раз. За последние 10-15 лет Уголовный кодекс подвергался настоящей криминальной ревизии - из него убрали массу статей, которые давали возможность остановить, предупредить преступность.
Взяточника - в тюрьму
За последние годы осуждены несколько крупных чиновников. Это возглавлявший управление Россельхознадзора Павел Должанов, получивший за взятку в 8 тысяч евро 8 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Председатель Фонда имущества области Александр Кисс, который взял 10 тысяч долларов и сел на семь лет строгого режима, но, как ни странно, он уже выпущен на свободу. Александр Виноградов, начальник Оленегорского горотдела внутренних дел, собиравший мзду со своих подчиненных и с граждан города, за что заработал 10 лет строгого режима. Андрей Горшков из управления Федеральной регистрационной службы, позарившийся на... две тысячи рублей и за них получивший два с половиной года лишения свободы, правда, условно. Владимир Родин, начальник отдела по надзору в электроэнергетике областного управления Ростехнадзора, который за мошенничество и взятку осужден к 5 годам лишения свободы. Этот «деятель» тоже уже на свободе. Кстати, свое наказание он отбывал в составе «хозбригады» в Мурманском СИЗО. Таково наше гуманное законодательство. За взятку осужден также зам. главы администрации Терского района.
По коррупционной статье 286 ч. 2 УК РФ (превышение должностных полномочий) осужден глава ЗАТО Заозерск Рубэн Караханов, который игнорировал федеральную программу переселения северян в среднюю полосу, не дав возможности многим очередникам получить там квартиры, хотя средства из федерального бюджета использовал. В прошлом году за подобные нарушения закона осудили и бывшего заместителя губернатора области Бориса Воробьева.
- Бывший уже глава администрации ЗАТО Скалистый Владимир Мусатян обвиняется в злоупотреблении служебными полномочиями при выполнении программы переселения северян в среднюю полосу России, - рассказал Радов о деле, которое только что закончил расследовать. - В Ленинградской области этот чиновник выбрал по своему усмотрению строительную организацию, которая построила не годный к проживанию дом.
Как сообщили в следственном управлении СК, некоторые руководители городов и поселков, особенно в ЗАТО, тратят государственные деньги как им вздумается. Еще один чиновник - заместитель главы администрации ЗАТО Александровcк гражданин К. был задержан сотрудниками УФСБ за попытку получить взятку от предпринимателя, который снабжал поселение мазутом. Администрация задолжала бизнесмену 8 миллионов рублей. Тогда гр-н К. сказал, что выплатит эти деньги, если один миллион предприниматель отдаст ему.
По данным информационного центра УВД области, в прошлом году возбуждено 163 уголовных дела по коррупционным статьям УК РФ. Осуждены 68 человек, из них одиннадцать - те, что принесли обществу крупный ущерб. В этом году за 9 месяцев возбудили уже 316 уголовных дел, 189 из них уже в суде, а 60 человек понесли наказание, девять из них незаконно истратили или присвоили крупные средства. Борьба с коррупцией в области будет продолжаться.
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201011244336