При обсуждении вероятного освобождения Арктики ото льда на летний период нельзя забывать, что лёдовый покров не только теряет в размерах, но и становится моложе и тоньше.
Учитывать не только площадь, но и возраст и толщину ледового покрова чрезвычайно важно для понимания, почему Арктика может начать освобождаться летом ото льда гораздо раньше, чем прежде считалось, – возможно, меньше, чем через десять лет. Кроме того, вопрос достаточно сложен, в отличие от того, как это часто преподносят СМИ.
Разумеется, нельзя сказать, что само по себе сокращение площади не важно. По словам Налан Коч, директора Норвежского Полярного института (НПИ) по научно-исследовательским работам, за 30 с лишним лет спутникового наблюдения площадь арктической ледовой шапки сокращалась на 13% общей величины в десятилетие.
Если отталкиваться от скандинавских масштабов, с 1979 года средняя величина ледового щита сократилась на восемь Норвегий, или более чем на 3 миллиона квадратных километров. За период с 2007-го по 2012-й – годы, когда было зафиксировано два рекордных минимума арктического ледового покрова и два рекордных минимума средней величины арктического ледового покрова, убыль составила две Норвегии.
Несмотря на более чем очевидные свидетельства, в СМИ раздаётся множество голосов, не признающих всей серьёзности положения. В последнее время кое-кто указывает, что в настоящий момент убыль ледового покрова меньше, чем в аналогичный период прошлого года.
Но такая интерпретация игнорирует сложный характер процессов стаивания, для которых нормальны колебания от года к году при общей тенденции к сокращению размеров ледового щита.
Даже если в июне 2013-го льда не так мало, как в июне 2012-го, подчёркивает специалист по морскому льду НПИ Себастиан Герланд, следует помнить, что в 2012-м был зафиксирован исторический минимум арктического морского ледового покрова и что более чем 30-летнюю негативную тенденцию нельзя сбрасывать со счетов.
«Кроме того, в 2013 году развитие ситуации на данный момент мало отличается от 2007 года», – прокомментировал он.
Всё новые и новые рекорды последних лет могли исказить общественное восприятие, считает Налан Коч: «Мы так привыкаем к рекордам, что перестаём понимать их смысл».
И без того в поверхностном общественном обсуждении возраст и толщину льда часто вообще не затрагивают, хотя это ничуть не менее важно, чем площадь.
Со временем даже зимой в составе ледового покрова нарастает доля всё более и более молодого льда. Такой лёд ещё и тоньше, так что ничто не способствует сохранению долгосрочного ледового покрова.
«В 1981 году у нас был многолетний, старый лёд , толщиной четыре-пять, местами до шести метров, – рассказывает Налан Коч. – Сегодня мы находимся в ситуации, когда большая часть Северного Ледовитого океана покрыта однолетним льдом, который имеет всего 1,5-2 метра в толщину».
В 1981 году старше 2 лет было до 35% общего зимнего ледового покрова, тогда как в 2011-м – около 15%, вдвое меньше, чем всего 30 лет назад.
1,5-2 метра – это средняя толщина однолетнего льда. В НПИ на протяжении 20 с лишним лет реализуется проект замеров толщины льда, проходящего в течение года через пролив Фрама (между Шпицбергеном и Гренландией), с использованием заякоренных «зенитных сонаров».
«Мы видим по данным о толщине льда, что исчезают самые толстые льды, – рассказывает Налан Коч. – В 2005 году толщина основной массы проходящего льда составляла 3,2 метра. В 2007 году она снизилась до 2,2 метра. А сейчас она в среднем меньше 2 метров».
В СМИ в связи с этим раздавались голоса, что восстановление льда в зимний период усиливается, при этом умалчивалось, что таяние льда в летний период тоже ускоряется.
Как объясняет Себастиан Герланд, поскольку летняя убыль ледового покрова намного превосходит убыль зимнюю, в последние годы общий прирост в период лето-зима тоже намного больше. Вырывая данные из контекста, можно создать иллюзию, что зимнее восстановление ледового покрова становится интенсивнее.
Но в реальности лёд просто восстанавливается из всё более и более глубокого летнего минимума.
«Осеннее восстановление со временем становится более значительным, поскольку летние негативные тенденции сильнее, чем зимние негативные тенденции, – говорит Герланд. – Зимы в Арктике пока достаточно холодные, чтобы лёд образовывался в больших количествах».
К счастью, хотя зимний ледовый покров тоже идёт на убыль, до зим без льда пройдёт ещё очень-очень много лет.
«Пока зимы у нас холодные, океан будет замерзать», – говорит Налан Коч.
Учёные лишь очень недавно забили тревогу о том, что уже в ближайшем будущем станет возможно, что летом Арктика будет полностью освобождаться от морского льда. Всего несколько лет назад, в 2007 году, Межправительственная группа экспертов по изменению климата прогнозировала, что это эпохальное событие не наступит как минимум до 2050 года, а скорее – до конца века.
«Всё меняется куда скорее, чем позволяют смоделировать имеющиеся у нас возможности», – отмечает Налан Коч.