Мурманчане встревожены слухами о повышении платы за жилищно-коммунальные услуги после новогодних праздников. Причина переполоха - несколько... скажем мягко, некорректных сообщений в местных СМИ и на интернет-ресурсах.
Суть этих «сногсшибательных» новостей сводится к тому, что депутаты горсовета утвердили максимальный индекс изменения платы за услуги ЖКХ в Мурманске, этот индекс составит 8,7 процента по всем видам коммунальных услуг, в силу решение совета вступит с 2016 года.
- Это как надо понимать? - возмущалась позвонившая в редакцию «Мурманского вестника» Вера Андреевна Тишко. - Значит, после Нового года почти на 10 процентов дороже станут и вода, и газ, и электричество, и тепло? А потом все это еще и летом подорожает, как Москва постановила, - на 4 процента?! Внук в компьютере прочитал, что депутаты лазейку в законах нашли и давай повышать, никого не спрашивая...
Пенсионерка была не одинока в своем гневе и недоумении. Честно говоря, поначалу я решила, что пожилые люди просто неправильно поняли то, что прочли. Но оказалось, именно в таком ключе и преподнесена новость из горсовета.
Чтобы разобраться в ситуации, перво-наперво надо определиться с терминологией. Очень часто приходится слышать или читать: «выросли тарифы на услуги ЖКХ», «с июля стоимость ЖКУ увеличится»... Услуги ЖКХ - это то же, что ЖКУ, то есть жилищные и коммунальные услуги. Но тарифы на них формируются совершенно по-разному.
Жилищные услуги - это содержание в должном порядке придомовой территории, текущий ремонт общего имущества, уборка подъездов и т. п. В наших счетах на оплату все это входит в графу «обслуживание и текущий ремонт». Цены на эти услуги устанавливают управляющие компании по согласованию с жильцами. И ни московские, ни областные, ни местные власти их не регулируют. Только УК и жильцы, если, конечно, последние принимают участие в жизни своего дома.
Что касается коммунальных услуг, то это главным образом обеспечение МКД коммунальными ресурсами - теплом, водой, газом и электроэнергией, а также водоотведение. На их стоимость оказывают влияние и федеральные органы власти, и региональные, но не муниципальные. Эти услуги всем нам, жильцам многоквартирных домов, предоставляют либо управляющие компании, либо ресурсоснабжающие организации.
Поэтому, когда речь идет об изменении тарифов на коммунальные услуги, это совершенно не означает, что стоимость жилищных тоже увеличится. Одно к другому не имеет отношения. А выражения типа «тарифы на ЖКУ вырастут» чаще всего просто некорректны.
Поскольку ценами на коммунальные ресурсы в нашем регионе занимается областной комитет по тарифному регулированию, за разъяснениями по поводу максимального индекса я обратилась именно туда.
- Начнем с главного: никакого повышения платы за коммунальные услуги с 1 января 2016 года не будет, - разъяснил председатель ведомства
Владимир Губинский. - Тарифы на воду, газ, тепло, электроэнергию меняются каждый год в одно и то же время - с 1 июля, на газ - с 1 августа. Меняются по-разному для каждого города или поселка, это зависит от многих обстоятельств.
В прошлом году, к примеру, в некоторых муниципалитетах тарифы на тепло, воду вообще не увеличивались. Изменится стоимость ресурсов, повторюсь, только с 1 июля и на газ с 1 августа. В результате и начисления в наших платежках начиная с августа станут другими. Так вот, на совете мурманских депутатов речь шла о предельном максимальном индексе изменения размера платы за коммунальные услуги, а не тарифов.
Этот предельный максимальный индекс ежегодно утверждается российским правительством для каждого субъекта Федерации. На нынешний год конкретно для Мурманской области он зафиксирован, с учетом региональных особенностей, в размере 10,5 процента, в 2016-м составит 6 процентов.
- По нашим оценкам, для Мурманска, с учетом его специфики и работающих здесь ресурсоснабжающих организаций, максимальный индекс должен быть на уровне 8,7 процента, вместо 6-процентного порога, - продолжил председатель КТР. - Для такого превышения постановление определяет соответствующую процедуру, ей уделено несколько страниц текста. Назвать это «лазейкой» мог только человек, никогда не читавший документа.
Вся нормативная база ценообразования на коммунальные ресурсы требует при формировании тарифов в первую очередь учитывать прогноз социально-экономического развития и уровень инфляции 2016 года. Напомню, в настоящее время тарифы для населения в Мурманской области устанавливаются экономически необоснованные и изначально убыточные для организаций топливно-энергетического комплекса, и область для сдерживания роста платы граждан субсидирует ТЭК ежегодно на 3 миллиарда рублей, чтобы ресурсы (тепло, вода) оставались для нас с вами доступными.
- Обращаю внимание, что мы говорим о максимальном индексе, - подчеркнул Губинский. - То есть о максимально возможном повышении платы. Конечно же, при сравнении необходимо использовать одинаковые показатели. И отмечу, сравнивать будем платежку за коммунальные ресурсы (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение и электроснабжение) июля 2016 года с декабрем 2015-го и максимум увеличения не должен превысить 8,7 процента.
Люди ведь живут в очень разных условиях, и во многом именно от этих условий зависит размер их квартплаты. Например, начисления за тепло тем больше, чем больше метраж жилплощади. А значит, при одинаковом увеличении тарифа у владельца 70 квадратных метров платеж увеличится на гораздо большую сумму, нежели у того, кто имеет однокомнатную квартиру.
Таким образом, установление предельного максимального индекса изменения платы за коммунальные услуги в Мурманске в размере 8,7 процента совсем не означает, что в июле следующего года нам стоит ожидать увеличения тарифов на коммунальные ресурсы на 8,7 процента.
А также не означает, что в каждой конкретной платежке общая сумма за коммунальные услуги вырастет на 8,7 процента. Речь идет о повышении общей стоимости коммунальных услуг в среднем по муниципалитету в интервале от 6 до 8,7 процента. Это максимально возможный уровень изменения платы.
И чтобы соблюсти нормы законодательства, правительство Мурманской области провело все необходимые процедуры по согласованию этого предельного уровня - только и всего, - подытожил свои разъяснения председатель комитета по тарифному регулированию
Владимир Губинский.