Удивительный мир: Ученые показали, что происходит при болезни Альцгеймера в мозге человека

15 июля в 13:38, Россия/мир
Ученые могут детально изучить мельчайшие структуры мозга
Фото: nature.com
Прорывное исследование, признанное «мировым первенцем», позволило ученым проникнуть в молекулярные тайны человеческого мозга, что может оказать значительное влияние на борьбу с болезнью Альцгеймера.

Эта работа, опубликованная в журнале Nature, сосредоточена на клетках мозга и исследует белки, которые играют ключевую роль в их функционировании. Исследователи из Университета Лидса и их коллеги использовали новейшую технологию, которая дала возможность детально изучить мельчайшие структуры мозга.

«Здесь, используя криофлуоресцентную микроскопию, криосрезы, криофокусированную ионно-сканирующую электронную микроскопию и криоэлектронную томографию, мы определили внутритканевую структуру β-амилоида и тау-патологии в посмертном мозге пациента с болезнью Альцгеймера», — пишут ученые.

Они пояснили: «Определяющей патологической особенностью большинства нейродегенеративных заболеваний является сборка белков в амилоид, образующий специфические для заболевания структуры. При болезни Альцгеймера это характеризуется отложением β-амилоида и тау-белка с характерными для заболевания конформациями. Строение амилоида in situ в человеческом мозге неизвестно».

Цель исследования — разобраться в структуре этих белков, чтобы разработать лекарства, которые могут устранить блокировки, вызванные их избытком, что, в свою очередь, может замедлить или облегчить развитие болезни Альцгеймера.

Исследование показало, что β-амилоидные бляшки содержат фибриллы, многие из которых разветвлены, а также протофиламенты, выстроенные в параллельные ряды и образующие решетчатые структуры. В то же время, в кластерах тау-белка были обнаружены неразветвленные филаменты с полипептидной основой, причем сходство наблюдалось между филаментами внутри кластеров, но не между различными кластерами.

Справка: Болезнь Альцгеймера — это медленно прогрессирующее заболевание нервной системы, проявляющееся расстройством интеллекта (деменцией). Заболевание названо в честь немецкого психиатра и невролога Альцгеймера, который впервые изучил и описал его. Чаще болезнь появляется у пожилых людей, но изредка встречается и ранняя форма деменции.

Ранее мы писали, что деменция, тревожность и другие проблемы: как одиночество вредит организму — врач рассказал о последствиях.