Ученые разгадали загадку пропавшего континента: Отколовшийся от Австралии материк нашли

20 июля в 16:50, Россия/мир
Поиски длились 7 лет
Фото: Исследователи нашли следы Арго в Азии  / Big Think Фото: Big Think Фото: Big Think Фото: Big Think Фото: научный журнал Science Direct
Фото: научный журнал Science Direct
Долгое время ученые не могли найти континент Арголенд, протяженность которого была сопоставима с шириной США (около 5 000 км). Колоссальный кусок суши, который некогда откололся от Австралии и куда-то «уплыл», искали на протяжении нескольких лет и вот, наконец, поиски увенчались успехом.

О затерянном континенте геологи знали давно. На его существование намекала так называемая Бездонная равнина Арго (Argo Abyssal Plain) — образовавшаяся на дне океана огромная впадина. Анализ структуры морского дна показал, что около 155 млн лет назад бывшая здесь масса суши сдвинулась куда-то на северо-запад.

В том же направлении отправились и геологи, сосредоточив свои поиски в районе Юго-Восточной Азии. Разумеется, никакого отдельного монолитного континента они там не нашли — то, что загадочный материк не плавает в водах океана или не прячется под водой было известно еще благодаря работе современных картографов.

Не подтвердилась и гипотеза, предполагавшая что Арголенд оказался потерян в результате субдукции — процесса, при котором один массив земной коры «прячется» под другой, возвращаясь в итоге в мантию Земли.

Однако, кое что ученые все же обнаружили — небольшие фрагменты Арго, которые попадались исследователям по всей территории Мьянмы и Индонезии. Смущали геологов лишь результаты анализа этих фрагментов. Исследования говорили о том, что оторвавшаяся от Австралии порода оказалась здесь на десятки миллионов лет раньше, чем произошло отделение Арголенда. Но разве такое возможно?

Разобраться с этой загадкой ученым удалось спустя 7 лет. Они выяснили, что на самом деле от берегов Австралии отошел не весь Арголенд разом — на протяжении миллионов лет огромный массив суши постепенно истончался, распадаясь на множество маленьких островов. А уже этот архипелаг со временем переместился в Юго-Восточную Азию, прибившись к разным ее точкам.

Наглядно же это процесс показывает 3D-модель, созданная учеными.

Ранее мы рассказали о загадке древнего города Кахокии, необъяснимое исчезновение жителей которого до сих пор занимает умы ученых.