Это как розы и колючки: зная о коварном нраве красавиц, надо заботиться о своей безопасности. Лавина, сошедшая со склона Гидантау в Кабардино-Балкарии 8 января, заставила вновь задуматься о том, что горы столь же притягательны, как и непредсказуемы. И что мир любителей покорять вершины тесен, и все касается всех. Вот и на этот раз: среди девяти альпинистов, что попали под лавину, был наш земляк. К счастью, среди тех четверых, которые спаслись.
Откуда ждать спасения
И те, кто выжил, и те, кто слышал об этой трагедии, снова отправятся в горы - однажды «заболев» ими, той свободой и красотой, что они дарят, люди вновь и вновь покоряют склоны. Да и страх притупляется, свои возможности зачастую начинают казаться почти безграничными… С полной уверенностью говорит об этом Ринат Софин из Мурманского поисково-спасательного отряда МЧС России, что базируется в Кировске. Наш разговор - о горах и лавинах. Мнению моего собеседника можно доверять: шесть лет он работал в спасательном отряде на местном горнолыжном комплексе, столько же и в региональном отряде. По результатам прошлого года Ринат признан лучшим спасателем отряда.
Спасательные операции на сошедших лавинах Софину не в новинку. Он многое может поведать о том, каково это - вытаскивать погибшего из снежной глубины в несколько метров. Но лучше расскажем тем, кто не знает, что такое подобный поиск. Это цепочка людей - несколько десятков специалистов и добровольцев с длинными металлическими щупами в руках. Они поднимаются вверх от нижнего края языка сошедшей лавины на расстоянии не более метра друг от друга, методично прощупывая утрамбованный снег. Зачастую вызывают на помощь кинологов из Мурманска.
Начиная с 2006 года (перед этим несколько сезонов была «передышка») на склонах Хибин такую картину пришлось наблюдать несколько раз: в 2006-м погибли шестеро туристов, в 2008-м - один. Почему-то так получается, кстати, что первым обнаружить под толщей снега тело человека зачастую удается именно Ринату.
Конечно, арсенал средств, которые повышают шансы выжить под лавиной, все время расширяется. Сейчас к услугам «горного» люда не только радиомаяки-биперы, по сигналу которого местонахождение попавшего в снежную ловушку легко установить (но никто не говорит, что легко извлечь). Причем бипер - это необязательно отдельный приборчик, который можно, чего доброго, и забыть взять с собой. Есть теперь и рюкзаки-«спасатели» со встроенными радиомаяками, есть рюкзаки с системой ABS - специальными воздушными мешками объемом по 150 литров, которые мгновенно надуваются в случае опасности и не дают утонуть в лавине. Шансы выжить у тех, кто позаботился о такой экипировке, резко повышаются, говорят спасатели.
Губит легкомыслие
Правда, со счетов нельзя скидывать и другие обстоятельства: кто-то погибает, еще кувыркаясь в не знающей жалости лавине. Кто-то замерзает, не дождавшись помощи, поскольку друзья, вместо того чтобы сразу обратиться к спасателям, начинают предпринимать что-то сами. Бывали случаи, что из-за этого квалифицированная организованная помощь приходила только через сутки.
Легкомыслие любителей приключений порой поражает. Так, группу питерцев, которые отправились на лавиноопасный склон, где пару месяцев назад погиб их земляк, спросили - почему, мол, лезете, если знаете об опасности. «Так лавина здесь уже сошла», - ответили они… А то, что лавины могут идти одна за другой в одном и том же месте, им невдомек.
Тщетно уповать и на то, что еще не наступил лавиноопасный сезон. Конечно, специальные службы отслеживают уровень опасности. Однако, как констатируют спасатели, гибельным может стать склон, покрытый вроде бы тоненьким слоем снега. «Вероятность схода лавин есть всегда», - уверен начальник отряда Юрий Надеждин. И приводит случай: в 2006-м инструктор группы фрирайдеров (любителей кататься на сноубордах и горных лыжах именно на необорудованных склонах) погиб, подрезав на перевале лавину при толщине снега «всего» в 15 сантиметров. Это произошло в начале ноября. Казалось бы, вовсе не опасный с точки зрения схода лавин период. Опасный наступает ближе к весне, когда начинаются оттепели и накапливаются большие массы снега.
Работа, спорт и любовь
- В том же году сошла лавина прямо на соревнованиях по ски-альпинизму, - вспоминает Ринат Софин. - Это было в Италии на чемпионате мира. Конечно, организаторы стараются максимально обезопасить участников, но надо учесть специфику этого вида спорта. Гонка по оборудованному склону идет только на старте и финише, это примерно полукилометровые участки. Остальная дистанция пролегает по неподготовленным склонам. На соревнованиях высокого уровня участников собирается до нескольких сотен, и нередко они «пробивают» склон до такой степени, что возможно схождение большой массы снега. Так и случилось в Италии. Засыпало трех спортсменов. К счастью, у всех были при себе биперы, так что нашли мы их быстро, все остались живы. Снаряжения только много потеряли, потом долго рассылали найденное по разным странам…
Кстати, Ринат на том первенстве присутствовал не в качестве спасателя. Начиная с 2003 года он регулярно участвует почти во всех крупных соревнованиях по ски-альпинизму российского и международного уровней. Трижды чемпион страны, трижды - обладатель кубка России по ски-альпинизму. Занимает 22-е место в мировом рейтинге спортсменов, насчитывающем более ста участников. Сейчас вновь готовится к сезону: весной последуют один за другим этапы Кубка России, чемпионат страны, Международный кубок в Приэльбрусье.
- Ринат, ты столько раз бывал свидетелем трагедий, самому-то не страшно таким видом спорта заниматься? Вообще в горы ходить? - спрашиваю его.
- Когда горы - и работа, и любовь, это не приходит в голову, - отвечает он. - Я всегда оцениваю склон, на заведомо опасный никогда не пойду. Постоянно при себе бипер. Главное - иметь голову на плечах и не полагаться на «безопасность» места или момента