04 июня 2012 в 23:40, Мурманская область
5 июня – день эколога в России и Всемирный день окружающей среды. Общественные экологические организации Мурманской области надеются, что хотя бы в этот день органы власти – как федеральные, так и региональные – все же примут меры к разрешению затянувшегося конфликта, связанного с созданием национального парка «Хибины».
ЗАО «Северо-западная фосфорная компания» не выполнила требования Министерства природных ресурсов и экологии РФ и по-прежнему намерена проложить дорогу к месторождению Партомчорр в Хибинских горах, которая исключает создание национального парка «Хибины», предусмотренного «Концепцией развития особо охраняемых территорий федерального значения» утвержденной Владимиром Путиным (тогда еще премьер-министром), в декабре прошлого года.
28 апреля в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ состоялось совещание, посвященное созданию национального парка «Хибины, в ходе которого принято решение ускорить этот процесс, а руководству ЗАО «СЗФК» предложено до конца мая представить на рассмотрение в МПРиЭ разные варианты дорог к месторождению Партомчорр. При этом особо было отмечено, что все они должны проектироваться за пределами границ создаваемого национального парка.
ЗАО «СЗФК» (дочерняя структура холдинга «Акрон»), которой принадлежит лицензия на месторождение, заявила о намерении приступить к строительству рудника уже в этом году и одновременно начать проектно-изыскательские работы для прокладки дороги от строящегося ГОКа Олений ручей к месторождению Партомчорр. Это известие и стало поводом к совещанию в МПРиЭ: любой из вариантов планируемой СЗФК дороги неприемлем, так как они пройдут по наименее затронутым антропогенным воздействием территориям, и неизбежно приведут к уничтожению популяций редких видов растений, что является уголовным преступлением. Территория национального парка окажется рассеченной на части, рядом с промышленными дорогами ни о каком туризме не может быть и речи, тем более, что месторождение, хоть и не входит в территорию парка, находится в одной из самых посещаемых долин Хибинских гор, на «перекрестке» большинства туристских маршрутов.
Несмотря на это, 15 мая комитет по лесному хозяйству Мурманской области заключил договор с компанией «МурманскТИСИз» об аренде сроком на один год участка лесного фонда для проектно-изыскательских работ для прокладки дороги от Оленьего ручья к Партомчорру. Эта компания – подрядчик СЗФК – уже «отличилась» осенью 2010 года: она проводила проектно-изыскательские работы у месторождения Партомчорр, которые были приостановлены в связи с нарушениями природоохранного законодательства после вмешательства прокуратуры и возбуждения уголовного дела. Кстати, хозяйственный мусор, оставленный работниками «МурманскТИСИз» на месте этих работ, а также брошенная техника, до сих пор не убраны.
Эта ситуация встревожила Русское географическое общество (председателем попечительского совета которого также является Владимир Путин), оно направило запрос в Институт проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра РАН и получило ответ от директора института Владимира Маслобоева, где сказано, что территории, по которым компания планирует проложить дорогу, в случае строительства рудника вообще должны стать заповедной зоной для «сохранения редких видов растений и уникальных растительных сообществ на горе Рисчорр и перевале Умбозерский. Необходимо так же, например, пересмотреть режим охранной зоны проектируемого национального парка на северных слонах гор Северный Лявочорр и Валлепахк, так как из-за возросшей в последние годы антропогенной нагрузки может исчезнуть одно из крупнейших в Мурманской области зимних скоплений лосей».
Кроме того, в письме подчеркивается, что при проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по проекту «Строительство I очереди подземного рудника на базе месторождения апатит-нефелиновых руд «Партомчорр» производительностью 2.0 млн.т. сырой руды в год», в котором участвовал Институт, дороги через национальный парк не рассматривались вообще. Утверждения руководства СЗФК о том, что их дороги могут быть полезны для национального парка и ссылки на ОВОС несостоятельны, так как речь шла «исключительно о вариантах дороги, проходящих за пределами границ предполагаемого национального парка «Хибины» в соответствии с документами территориального и лесного планирования Мурманской области». В Схеме территориального планирования и Лесном плане нет дорог, которые собирается прокладывать СЗФК.
При этом, обладая всеми необходимыми инструментами, Правительство Мурманской области ничего не предпринимает для защиты Хибин, несмотря на многократные просьбы экологических организаций о резервировании территории национального парка, и о том же в марте ходатайствовал комитет по экологии Мурманской областной Думы.
- Складывается впечатление, что только общественные и научные организации последовательно отстаивают решение правительства России о создании национального парка, в то время как СЗФК последовательно осуществляет шаги к уничтожению Хибин, только на словах заявляя о поддержке национального парка, – говорит Виктор Петров, научный сотрудник института и председатель Совета Кольского центра охраны дикой природы. – Например, совсем недавно представитель компании заявил, что СЗФК собирается «возглавить» процесс создания национального парка, и даже выделить на это деньги. Непонятно только, кому они собираются платить, поскольку ни один специалист не станет заниматься подобной профанацией: проектировать национальный парк, где наиболее ценные участки уничтожены технологической дорогой, бессмысленно.
Поэтому мы были вынуждены обратиться в прокуратуру в надежде на то, что органы власти наконец-то воспользуются своими полномочиями, и предотвратят авантюрные проекты, уничтожающие уникальный в мировом масштабе природный объект.
КСТАТИ:
Выступая на съезде Русского географического общества в апреле этого года Владимир Путин вспоминал слова одного их первых русских - сегодня бы сказали - экологов. И спустя сто лет, нашел, кому их адресовать сегодня:
«Здесь полагаю уместным вспомнить одного из основоположников заповедного дела в наше стране - Ивана Бородина, который считал, что задача сохранения природы должна стать приоритетом для начальников, как он называл, губерний. Он писал, что им не грех знать природные достопримечательности вверенной губернии и что утрата какого-либо нумера из природного инвентаря ее является их нравственной ответственностью. Прекрасные слова, не утратившие своей актуальности и в наши дни. И хочется верить, что главы регионов сегодня будут руководствоваться этими соображениями в своей работе».
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter