Свет в конце тоннеля: Ученые нашли в мозге источник видения «загробной жизни» — активируется даже при обмороке

Участники эксперимента рассказали о своих переживаниях
Учёные из Бельгии выяснили, почему у людей возникают яркие видения, когда они теряют сознание или у них останавливается сердце. Результаты исследования опубликованы в научном журнале NeuroImage.

В эксперименте участвовали 22 здоровых человека. Их попросили специально потерять сознание, используя метод Вальсальвы: нужно было резко выдохнуть, зажав нос и рот. Из-за этого кровь временно меньше поступает к мозгу, и человек теряет сознание. Специалисты предупредили, что этот метод нельзя повторять дома.

Когда участники эксперимента теряли сознание, учёные внимательно следили за активностью их мозга с помощью специального прибора — электроэнцефалограммы (ЭЭГ). На голове участников было закреплено 256 датчиков, которые располагались по всей поверхности черепа. Когда участники приходили в себя, их просили рассказать о своих ощущениях и переживаниях во время потери сознания.

Больше трети участников эксперимента рассказали, что им снились яркие сны. Они быстро думали, чувствовали себя вне тела, вспоминали прошлое и даже переносились в другой, иногда неземной мир. Некоторые говорили, что у них были галлюцинации и чувство эйфории.

Ученые отметили, что эти истории были похожи на рассказы людей, переживших остановку сердца и другие ситуации, близкие к смерти. Данные ЭЭГ показали определённые закономерности в работе мозга, которые, вероятно, были связаны с этими переживаниями.

Чем больше была дельта-активность во время обморока, тем ярче были переживания. Поэтому исследователи предположили, что дельта-волны могут показывать способность мозга создавать необычные состояния сознания, даже когда он не связан с внешним миром.

Справка: Обморок — это кратковременная потеря сознания, вызванная снижением мозгового кровоснабжения. Он обычно длится недолго, от 15 секунд до 2−3 минут.

Ранее ученые открыли новое состояние материи, соединив свет и глюкозу.