Пресс-конференция Гринпис: судно Arctic Sunrise может угрожать экологическому благополучию Кольского залива из-за отсутствия какого-либо ухода за ним, а активисты Гринпис содержатся в нечеловеческих условиях в Мурманских СИЗО.
Сегодня на пресс-конференции руководитель токсической программы Гринпис Дмитрий Артамонов подчеркнул, что, несмотря на то, что Arctic Sunrise соответствует всем международным требованиям безопасности, судно стало представлять большой риск для акватории Кольского залива.
«Судно осталось необитаемым, за его системами никто не смотрит. Ледокол нужно либо постоянно обслуживать, либо законсервировать все его системы, иначе произойдут серьезные неполадки, или даже затопление. Это может привести к попаданию 200 тонн дизельного топлива в акваторию залива», - рассказал Артамонов.
По его словам, это уже понимают и представители Следственного комитета, которые три дня назад доставили на судно главного механика Маннеса Убелса, чтобы провести осмотр ледокола.
Старший механик отметил, что в скором времени, если это еще не случилось, генератор, вырабатывающий электричество для корабля, остановится. Вместе с этим перестанут работать и все основные функции на корабле, за исключением резервной системы.
«У корабля больше не будет системы аварийной сигнализации. Это означает, что обычные протечки забортной воды в машинное отделение не будут вызывать срабатывание сигнализации. С остановкой генератора будет невозможно предотвратить попадание забортной воды внутрь судна», - пишет в своем письме старший механик, обращаясь с просьбой разрешить ему позаботиться о корабле, чтобы не допустить серьезных неполадок и затопления судна.
«Мы требуем немедленного появления механиков на судне, иначе вся ответственность за экологическую катастрофу будет лежать на пограничной службе ФСБ. Нам не столько жалко судно, сколько акваторию Кольского залива», - отметил Артамонов, напомнив, что следователи Следственного комитета собственным решением могут отменить решение суда об избранной мере пресечения.
Условия содержания активистов СИЗО
По словам адвоката Гринпис Интернешнл Сергея Голубка, защите удалось увидеться со всеми обвиняемыми в пиратстве, которые рассказали о своих проблемах.
Во-первых, во многих камерах все еще очень холодно, и активисты, особенно из Бразилии и Аргентины с ужасом ждут наступления полярной ночи и смещения биоритмов организма. У многих начались проблемы со здоровьем, но им не разрешают передавать витамины - они приравнены к лекарственным препаратам, и на это требуется разрешение врача СИЗО. Врач говорит, что разрешение не требуется, и не подписывает его.
Во-вторых, у многих активистов проблемы с доступом к питьевой воде. Вода либо не передается им, либо засчитывается в 30 кг ежемесячных передач, разрешенных по закону.
«Чтобы сделать питьевой ту воду, которую им дают в СИЗО, ее нужно кипятить, а обеспечение доступа к кипятильнику тоже представляет проблему», - рассказал Голубок.
По его словам, ряд активистов по нескольку раз перевозится из СИЗО Мурманска в СИЗО областного города Апатиты. Многочасовая перевозка осуществляется в автозаках, которые вообще не подходят для этих целей. «Они везутся как куры с птицефермы», - подчеркнул адвокат.
Кроме того, во многих камерах установлены системы видеонаблюдения, которые охватывают даже туалеты, в связи с чем люди испытают большие неудобства.
Но основная проблема, конечно, заключается в языковом барьере, который не позволяет полностью реализовывать и без того скудные базовые права находящихся в СИЗО.
«Активисты просто отрезаны от мира, поскольку не могут ни с кем общаться – никто в СИЗО не говорит хотя бы по-английски, они не могут читать книги и т.д.
Например, заключенные имеют право звонить родственникам (за свой счет, конечно), но говорить по телефону они должны только на том языке, который понимают сотрудники изолятора. А те не понимают других языков, кроме русского.
Заключенные имеют право совершать покупки и брать книги в библиотеке, но для этого надо писать заявления на русском языке.
«Естественно, в библиотеке есть книги только на русском языке. Организация Беллона передала в библиотеку СИЗО огромный пакет книг на иностранных языках, но у нас нет уверенности, что они туда дошли», - сообщил адвокат.
Защита активистов просит изменить меру пресечения на любую другую – залог, домашний арест: поместить активистов на судно, или разрешить дожидаться суда на съемных квартирах или в отелях, которыми их обеспечит Гринпис.
«Отсутствие необходимых ресурсов со стороны СИЗО и Следственного комитета не является причиной для несоблюдения норм и ущемления прав заключенных», - считает Голубок.
Побочный положительный эффект
Несмотря на то, что права иностранцев в СИЗО ущемлены, адвокаты отмечают и неожиданный положительный эффект. Другие заключенные, находящиеся с активистами в одной камере, с удовольствием бесплатно изучают иностранные языки, очень интересуются экологическими проблемами, правами человека, а также задумываются о своих правах.
«Если активисты проведут в СИЗО больше времени, то скоро мы получим совершенно другое население изоляторов», - прокомментировал адвокат.
Акции солидарности
Напомним, что в 5 октября во многих странах по всему миру, в частности, в Австралии, Новой Зеландии, Индии, Китае, Японии, Нидерландах, Великобритании, Франции, Германии, Польше, Финляндии, Колумбии, Гонконге и США, а также в шести городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Краснодаре, Сухом Логе и Омске состоялись акции солидарности с экологами.
Участники акций и демонстраций требовали снять с активистов Greenpeace обвинения в пиратстве и отпустить их на свободу.
Более миллиона человек потребовали через сайты Greenpeace освободить активистов этой организации, арестованных в России по обвинению в попытке захвата нефтяной платформы «Приразломная».