Страшные, опасные, колючие: ученые открыли в Китае новый вид моллюсков Shishania aculeata — 500 миллионов лет назад на Земле жили невероятные существа

Исследования показали, что моллюски использовали хитин в качестве защиты
Фото: Guangxu Zhang/Luke Parry/Reuters
Исследователи, включая учёных из Оксфордского университета, выявили новый вид моллюсков, живший 500 миллионов лет назад. Этот вид, названный Shishania aculeata, был обнаружен в раннекембрийских окаменелостях восточной провинции Юньнань в Китае. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Окаменелости Shishania, датируемые примерно 514 миллионами лет назад, представляют собой маленьких моллюсков, длиной несколько сантиметров, покрытых мелкими колючими конусами из хитина. Хитин, знакомый по панцирям крабов и насекомых, также обнаружен на этих моллюсках.

В отличие от современных моллюсков, Shishania не имела раковины. Вместо этого её тело было покрыто защитными шипами, а нижняя часть содержала мускулистую ногу, которая, вероятно, использовалась для передвижения по морскому дну. Это свидетельствует о том, что Shishania представляла собой одну из ранних форм моллюсков, которые предшествовали появлению раковин.

Изучение этих окаменелостей предоставляет важные сведения о ранней эволюции моллюсков, особенно в контексте Кембрийского взрыва, когда наблюдалось быстрое развитие различных групп животных. Поскольку фоссилии ранних моллюсков крайне редки, находка Shishania открывает новые горизонты для понимания их эволюционной истории.

Люк Перри из Оксфордского университета отметил: «Shishania представляет собой ключевую находку для понимания ранних этапов эволюции моллюсков и их предков. Это даёт нам уникальное представление о том, как выглядели ранние моллюски до появления современных раковин».

По словам Гуансюя Чжана, который обнаружил окаменелости, они сначала были приняты за пластиковые пакеты из-за своей необычной формы. Однако после детального анализа в лаборатории выяснилось, что это действительно окаменелости моллюсков.

Исследование также выявило, что конические шипы Shishania имеют внутреннюю структуру, показывающую, как они образовывались. Эти микроскопические детали подтверждают использование хитина в образовании защитных структур у ранних моллюсков.

Справка: Кембри́йский период — геологический период, с которого начались палеозойская эра и весь фанерозойский эон. Начался 538,8 ± 0,2 млн лет назад, закончился 485,4 ± 1,9 млн лет назад. Продолжался, таким образом, примерно 53 млн лет. Комплекс отложений (горных пород), соответствующих данному возрасту, называется кембрийской системой.

Кембрийская система впервые выделена в 1835 году английским исследователем А. Седжвиком и получила название от римского наименования Уэльса — лат. Cambria. Он выделил 3 отдела кембрия. Международная комиссия по стратиграфии с 2008 года разделяет кембрий на 4 отдела.

Ранее мы писали, что в Нюрнберге обнаружили тысячи зеленых скелетов — археологи быстро раскрыли секрет жуткого захоронения.