Ситуация, которая сложилась на оборонных предприятиях в Мурманской области, близка к критической. Уже несколько месяцев рабочие не получают деньги. Стихийные митинги перерастают в массовые акции протеста. Кстати, только позавчера 82-му СРЗ в Рослякове были перечислены из Минобороны средства для погашения задолженности по заработной плате.
Но самое главное - до сих пор не решен вопрос финансового оздоровления предприятий, принадлежащих военному ведомству. Как уже писал «Мурманский вестник», программа решения экономических проблем судоремонтных заводов, разработанная и согласованная правительством страны, Министерством обороны, не действует. Предприятия на полную мощность не загружены. Их убытки исчисляются уже сотнями миллионов рублей в год.
Выходу из кризиса мешает специализация
Конечно, военные чиновники пытаются найти оптимальный выход. К примеру, сейчас в Минобороны завершается работа по акционированию ряда строительных организаций и промышленных предприятий. Среди них мурманское ФГУП «62-е Управление начальника работ». До 1 мая должны быть подготовлены все документы, чтобы это управление вошло в «Оборонстрой» - один из девяти субхолдингов акционерного общества «Рособоронсервис». Само вхождение УНР в государственный холдинг намечено на сентябрь. Однако пока идет процесс реорганизации, оно все больше приближается к банкротству. В общей сложности управление должно около 100 миллионов рублей, в том числе и по налоговым платежам.
Сможет ли убыточное предприятие после приватизации выйти хотя бы на уровень рентабельности? На этот вопрос прямого ответа никто не дает. Если ситуация с размещением госзаказов останется прежней, то надежда на финансовое оздоровление военных организаций становится более чем призрачной. Кто-то из читателей может возразить, мол, оборонщикам следует не на Москву надеяться, а на местах искать сторонних заказчиков. Позиция, конечно, правильная. Вот только в условиях экономического кризиса это делать все сложнее. К тому же не все оборонные предприятия имеют возможность выполнять коммерческие заказы.
За примером далеко ходить не надо. В Мурманске находится ФГУП «Северный арсенал». Предприятие создавалось в советские годы для ремонта боеприпасов и вооружения. Казалось бы, чего проще «перековать мечи» и перейти на изготовление тех же кухонных предметов. Тогда не придется закупать китайский ширпотреб. Вот только на «Северном арсенале» токарный участок, мягко говоря, небольшой. На станке работает один токарь, который обеспечивает нужды своей войсковой части и в рамках госзаказов. Так что главный минус наших оборонщиков - это их узкая направленность, специализация.
Что даст приватизация заводов?
Конечно, есть организации, где выполняют коммерческие заказы. Тот же 82-й СРЗ. Но количество работ для «гражданки» не покрывает затрат предприятия. Сейчас вся надежда судоремонтников на приватизацию завода. Не так давно премьер-министр Владимир Путин подписал правительственное распоряжение, в соответствии с которым 10-й Полярнинский и 82-й Росляковский СРЗ должны войти в состав объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Однако и здесь не все так просто.
- Указ президента о включении заводов в ОСК был подписан еще в 2008 году, - рассказывает лидер профкома 10-го СРЗ Михаил Баринов. - Но позже нас вывели из указа. Как говорили тогда: на время, до финансового оздоровления предприятий. Планировалось, что Минобороны максимально загрузит заводы заказами. Это позволило бы выйти из кризиса. Однако программа не выполняется. Постоянно происходят какие-то срывы. Конечно, мы не сидим на месте, ищем сторонних заказчиков. Такая работа с внебюджетными загрузками предприятия ведется с 1996 года. Только благодаря сторонним заказам удавалось в начале нынешнего года не сорвать выдачу зарплаты. Сейчас задержка составляет два месяца. Однако наш главный заказчик - военное ведомство - не спешит рассчитываться. Если бы мы получили деньги по выставленным Минобороны счетам, то имели бы возможность в полном объеме погасить долги по зарплате. На сегодня это почти 17 миллионов рублей. Более того, стараемся оптимизировать структуру завода. Для примера, если в 1996-1997 годах у нас работало более шести тысяч человек, то сейчас - около семисот. Это о многом говорит. Мы не нахлебники. Строим свою структуру с учетом интересов государства и Минобороны.
На 82-м СРЗ также надеются на скорейшее вхождение в объединенную судостроительную корпорацию. По мнению рабочих, это позволит предприятию наконец-то выбраться из долговой ямы. Хотя именно убытки не дают заводу возможности быстро завершить процесс приватизации.
- Мы не можем вступить в ОСК, так как нет решения правительства о списании наших долгов, - поясняет лидер профкома завода Геннадий Пронькин. - А их уже более 700 миллионов рублей…
Как говорится, комментарии излишни.
«Нерпа» выплывает на попутном производстве
В отличие от 82-го и 10-го судоремонтных заводов снежногорская «Нерпа» уже акционирована и с ноября прошлого года входит в центр судоремонта «Звездочка», головным предприятием которого является объединенная судостроительная корпорация.
- Уверен, необходимо было сразу передавать все СРЗ в корпорацию, - говорит заместитель генерального директора ФГУП «ЦС «Звездочка» - директор ГФ «СРЗ «Нерпа» Александр Горбунов. - Но что сделано, то сделано. Тем не менее задача поставлена, в ближайшее время 10-й и 82-й заводы должны акционироваться и войти в состав ОСК.
- Это не приведет к конкуренции между заводами?
- С вхождением двух СРЗ в корпорацию, думаю, наоборот, конкуренция будет убрана. И чем скорее это произойдет, тем, поверьте, лучше для всех работающих. Конечно, потребуется оптимизация производства. Мы уже знаем, каким образом это сделать. Причем не в ущерб коллективам обоих предприятий.
- Сейчас модно говорить о диверсификации бизнеса. Есть ли новые виды деятельности на «Нерпе»?
- Мы их всегда ищем. Рассчитываем на участие в проектах Газпрома и его структур. Но, к сожалению, пока все остается на уровне разговоров, оценок возможностей. Сейчас большее внимание уделяем попутному производству. Это не диверсификация в полном смысле слова. Но изготавливаем строительные материалы - полистиролбетонные блоки. Производство пока не велико, однако приносит небольшую копеечку в копилку нашего завода.
Плиты из воздушных шариков
О полистиролбетонных материалах директор «Нерпы» говорит скромно. Хотя таким производством вполне можно гордиться. На других предприятиях полистирол просто бросают в топку, и… Горят легкие мелкие шарики, как щепки. Зато на снежногорском СРЗ им нашли другое, куда более полезное, применение. В специальной установке соединяют с цементом, затем получившуюся массу заливают в форму и получают легкие плиты. Их можно использовать в строительстве в качестве теплоизоляционного материала, перегородок и так далее. Причем первые партии плит уже отправлены в Мурманск.
Кстати, сам полистирол судоремонтники не производят. Его выгружают из балластных цистерн субмарин, направленных на утилизацию. Этот материал используют в подлодках, чтобы те не теряли плавучесть. Один корабль в зависимости от размера, типа и объема цистерн может «дать» несколько тысяч блоков. Так что новым производством заводчане и экологическую задачу решают (полистирол необходимо утилизировать), и коммерческую.
- Мы опробовали плиты у себя в строительстве, - говорит главный инженер предприятия Ростислав Римденок. - Они хорошо взаимодействуют с бетоном, с замазками. Сертификацию наш продукт прошел. Так что его можно использовать в гражданском строительстве. Сейчас делаем плиты простой формы - в виде параллелепипеда, но можем изготавливать и овальные, трапециевидные. Были бы заказчики.
А вот найти их нынче, пожалуй, сложнее, чем разработать новые технологии. Кризис по многим предприятиям ударил, и «выплывает» каждое по-своему…
Татьяна АБРАМОВА